ВЕСЕННИЙ ПРАЗДНИК ХЫДЫРЛЕЗ |

ВЕСЕННИЙ ПРАЗДНИК ХЫДЫРЛЕЗ

Ежегодно в начале мая крымские татары отмечают Хыдырлез – национальный праздник, посвященный завершению весенних полевых работ и отгону скота на летние пастбища.
По традиции его праздновали в день, когда на зерновых появлялся первый колос.

Название праздника образовалось из двух имен мусульманских святых: Хыдыр и Ильяс, с которыми связаны многочисленные легенды.
Хыдыр или Хыдр — исламский святой, проповедник. Он поддерживает у мусульман веру в Аллаха, оказывает помощь тонущим в море, помогает тушить пожары, охраняет от краж и злых духов.
Святой Ильяс — проповедник, один из пророков (в Библии — Илия). По преданию, Всевышний даровал ему власть над громом. Он хранит источники, оберегает скот, защищает человека на воде (поэтому у южнобережных татар существовал обычай именно в этот день выносить лодки к морю). По легенде, святые Ильяс и Хыдыр непрерывно путешествуют по всему свету, помогая людям, только Хыдыр начинает обход земли справа, то есть с востока, а Ильяс — слева, с запада.
Встречаются они в той точке земли мусульман, где уже завершились хозяйственные работы, окот овец и началось пробуждение природы. В Крыму таким днем считается пятница первой недели месяца къуралай (май). С течением времени он стал восприниматься только как день прихода Хыдыра. В мусульманской мифологии Хыдыра представляют одетым в зеленый или белый плащ с узором из весенних цветов, с колпаком на голове, обвитым зеленым шарфом. По этой причине на гуляния в этот день принято надевать одежду зеленого цвета или иметь какой-либо предмет одежды зелёного цвета.
Накануне праздника хозяйки затевают тщательную уборку по всему дому, наводят порядок в хозяйственных помещениях, так как, по поверью, грязный дом Хыдырлез не посещает.
В селах рядом с джами (мечетью) молодежь выбирала и готовила место для разжигания костра. Разводили их вечером, через них прыгали дети. В домах в посуду с водой обязательно ставили травы и цветы.
Основные обряды проводятся в сам день Хыдырлеза. Этот праздник крымские татары стараются отмечать на природе. Люди выходят к лесу, полям, к святым местам — туда, где есть родники, чтобы очистить их и очиститься самим. Поведение у родника — это тоже целый обряд: сначала нужно «открыть глаза» роднику, то есть расчистить его, потом прочесть над ним молитву, омыть лицо и только затем из него можно пить.
На поляне заранее устанавливались качели. Девушки увивали их цветами. В играх и танцах молодые люди могли познакомиться, парни дарили девушкам платки, а если получали их обратно уже с вышивкой, это был и знак симпатии, и некий экзамен на рукоделие для женщин из семьи будущего мужа.
По традиции представители разных поколений в этот день устраивали народные гуляния, игры, скачки. Юноши и взрослые мужчины состязались в силе, участвовали в спортивных соревнованиях по национальной борьбе куреш, в скачках.
Одна из самых важных и значимых частей праздника — перекатывание или спуск с горки заранее испеченного къалакая, большого каравая, украшенного национальным орнаментом по верхней стороне.
Если хлебец упал лицевой стороной вверх, ждали хорошего урожая, а если наоборот, то год будет неурожайным. Проводить этот обряд доверяли только почтенным старикам, остальные наблюдали за их действиями, а затем все вместе съедали хлеб.
Завершается праздник обязательным исполнением общего кругового танца хоран.

Поделиться

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
wpDiscuz