ИЗВЕСТНЫЙ ФРАНЦУЗСКИЙ ХУДОЖНИК |

ИЗВЕСТНЫЙ ФРАНЦУЗСКИЙ ХУДОЖНИК

На Сакском курорте за его почти двухвековую историю побывало немало известных людей творческих профессий: литераторов, артистов, композиторов, живописцев. Один из них — французский художник Никола-Себастьян Фросте. В этом году исполнилось 230 лет со дня его рождения. Кто же он, живописец Фросте, и какой след после себя оставил? Сведений о нём, к сожалению, сохранилось совсем мало, имя его в последнее время подзабыто. Но даже то немногое, что мы узнали, вызывает немалый интерес.

Никола-Себастьян Фросте — французский художник эпохи Наполеона Бонапарта, портретист, пейзажист, исторический живописец — родился в 1790 году в Париже. Обучался в школе изящных искусств. Был учеником известного французского мастера исторической живописи Жана-Батиста Рено. В 1812 году он окончил Академию художеств. В первой половине XIX века, как и немало его соотечественников, из бурлящей революционными событиями Франции эмигрировал в Россию. Вначале, чтобы обеспечить себя материально, давал частные уроки рисования в Петербурге. Затем постепенно приобрел признание и в 1836 году стал членом Академии художеств. Последующие годы жил и работал в Крыму и в Одессе. Летом 1844 года проходил лечение в Саках у Николая Антоновича Оже. Об этом свидетельствует лаконичная запись в документе под названием «Ведомость о числе больных, пользовавшихся сакскими целительными грязями в 1844 году, составленная Евпаторийского уезда врачом штаб-лекарем коллежским асессором Оже»: «Господин Фросте — живописец (Париж) — хронический ревматизм — принял 8 ванн — значительное облегчение». Там же сообщается, что в том году лечились больные из Херсона, Керчи, Екатеринослава, Бессарабии, Санкт-Петербурга, Бахмута, Москвы, Одессы и Николаева. Всего же в сезон 1844 года лечение под наблюдением доктора Оже прошли 158 человек. В этот сезон свои силы и здоровье в Саках также восстанавливали и знаменитые русские адмиралы М.Лазарев, Ф.Артюков, А.Серебряков. Так что художник Н.-С.Фросте вполне мог встречаться с ними. Примечательно, что за год до этого в статье «О сакских целительных грязях», вышедшей в «Таврических губернских ведомостях», доктор Оже впервые дал подробное описание местоположения лечебного озера, внешнего вида грязи, её целебных свойств, перечень болезней, которые можно ею лечить, правила приёма процедур. «Рано поутру надо выкопать яму известной глубины; яма эта и грязь, вынутая из оной, должны быть сильно согреты солнцем, не менее 33 градусов», — пишет Н.А. Оже. Из этой же статьи узнаём, что лучшее время для приёма лечебных грязей с 10 июля по 20 августа. Можно предположить, что Никола Фросте, как человек образованный, прочитал эту статью и воспользовался советами доктора Оже, тем более что его заболевание входило в список из 17-ти наименований, которым грязь Сакского озера была бы полезна. Скорее всего, из Одессы, где он уже в то время проживал, добирался на лечение сначала по морю в Евпаторию, а оттуда — на лошадях в деревню Саки.


ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ МАСТЕРА
По информации одесских краеведов, в 1850 году ­Н.-С.Фросте вместе И.Айвазовским участвовал в сборной выставке художников разных стран, которая проходила в Одессе в здании биржи на Приморском бульваре и рекламировалась как «коллекция картин кисти новейшей нидерландской школы». Сбор средств от этой выставки предназначался в пользу бедных. Там были представлены и проданы его полотна «Святое семейство» и «Одалиска». К сожалению, дальнейшая судьба этих полотен нам неизвестна.
В России имеется информация только о нескольких полотнах талантливого художника, который зарекомендовал себя непревзойдённым мастером парадного портрета. На картине «Портрет императора Петра I» художник изобразил его в молодом возрасте как властелина, просветителя, реформатора и воина. Позже гравёр Р.Ролле сделал с этой картины две гравюры, одна из которых хранится в Государственном историческом музее, а другая – в Массандровском дворце. Дата написания и дальнейшая судьба оригинала неизвестны. Картина «Портрет прусского офицера» написана, предположительно, в 1834 году во время остановки художника в Пруссии по дороге в Россию. Портрет в настоящее время находится в Псковском музее-заповеднике. Долгое время фамилия его автора была неизвестна. И только в 1987 году сотрудники музея во время реставрации установили имя автора полотна. Портрет красавицы-графини Ольги Нарышкиной (дочери польского магната Станислава Потоцкого и знаменитой в своё время авантюристки Софии Глявоне) находится у нас в Крыму. Он украшает Дом-музей графа Шувалова, что расположился в одном из флигелей Воронцовского дворца в Алупке. Недавно нами в интернете были найдены ещё две работа Фросте: картина на библейский сюжет — «Умерший святой Стефан, окружённый скорбящими» и графический автопортрет художника, но информацию об их местонахождении в данный момент нам пока найти не удалось. Пожалуй, самое известное у нас в стране полотно художника, у которого более счастливая судьба, это «Парадный портрет Александра Суворова». Написал его художник, предположительно, в 1838 году по специальному заказу для Фельдмаршальского зала Зимнего дворца. Портретов Суворова великое множество, как прижизненных, так и выполненных после его кончины. Неудивительно, что личность такого масштаба вызывает неподдельный интерес даже через многие годы. У Н. Фросте граф Рымнинский, князь Италийский, генералиссимус русской армии Александр Васильевич Суворов представлен в генеральском мундире с фельдмаршальским жезлом в руке, со звёздами и знаками российских и иностранных орденов, с жалованным портретом Павла I в бриллиантах. Историки считают его лучшим портретом фельдмаршала. Поэтому неслучайно, в 1940 году, накануне Великой Отечественной войны, к 150-летию взятия крепости Измаил войсками под командованием Суворова была выпущена марка с портретом фельдмаршала работы Фросте. Советский художник Гознака И.Дубасов выбрал именно его картину для оформления марки, считая этот образ самым достоверным и красочным. В настоящее время (с 2005г.) портрет Суворова после многолетних путешествий по разным музеям снова находится в Эрмитаже, в Фельдмаршальском зале. На обложке книги А.Суворова «Наука побеждать», которая переиздавалась множество раз, художники-оформители используют чаще всего именно этот портрет.
В ПАМЯТЬ О ХУДОЖНИКЕ
В начале ХХ века (в 1913 году) Никола-Себастьян Фросте как признанный мастер исторического портрета и пейзажа на своей родине, во Франции, удостоился чести быть включённым в многотомную художественную энциклопедию Е. Бенези «Словарь художников, скульпторов, рисовальщиков и гравёров». Некоторые его картины выставлялись также в знаменитом Версальском дворце (возможно, пребывают там и сейчас).
Скончался художник в 1856 году, похоронен в Одессе. В связи с 230-летием со дня рождения живописца сотрудники музея оформили небольшую выставку найденных фотокопий его картин, а на сайте музея поместили видеоролик с рассказом о знаменитом пациенте курорта. В постоянной экспозиции музея «Именитые пациенты курорта» находятся рядом акварельные портреты художника Фросте и княгини Е.Гагариной, работы крымской художницы Елены Сизиковой, а также копия страницы «Шнуровой книги регистрации больных» за 1844 год, написанной рукой самого доктора Оже.
Выражаю благодарность сотрудникам музея Е.Любимовой, М.Ходий, М.Кара за помощь в поиске материала для статьи.
С.КОНДРАТЮК,
научный сотрудник Сакского музея краеведения и истории грязелечения.

Поделиться

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
wpDiscuz