ТОЛЬКО СМЕЛЫМ ПОКОРЯЮТСЯ МОРЯ! |

ТОЛЬКО СМЕЛЫМ ПОКОРЯЮТСЯ МОРЯ!

Одиннадцатилетний сакский школьник Миша Китаев принял участие в контрольно-тренировочном мероприятии по парусному спорту в классе одиночных яхт «Оптимист», проходившем в Санкт-Петербурге. Юный яхтсмен успешно прошёл дистанцию, преодолев ряд неожиданных трудностей. Он занимается в секции, которой руководит его отец — Илья Геннадьевич Китаев, тренер спортшколы №4 Сакского района. А пока отец и сын бороздили холодные воды непредсказуемого Финского залива, в Саках произошло событие, о котором рассказали все СМИ России. Со дна Чёрного моря был поднят самолёт времён Великой Отечественной войны, к обнаружению которого самое прямое отношение имели увлеченные дайвингом Илья Китаев и Алексей Казаринов.

ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ
— И дайвинг, и парусный спорт могли бы получить в нашем городе большее развитие, ведь для этого существуют все необходимые природные условия. Но пока у нас есть всего несколько парусных лодок и весьма скромная учебная база. Когда-то в детстве я сам занимался парусным спортом в школе на Михайловском озере и «заболел» этим видом спорта. Это были далёкие советские времена, мы участвовали в соревнованиях, ходили в морские походы, боролись со стихией, закаляли свой характер, многие из моих товарищей добились успеха в спорте или связали свою судьбу с морем, став профессиональными моряками. Потом девяностые, распад СССР, отсутствие финансирования, отделение было закрыто.

Сейчас, кроме парусного спорта, я занимаюсь дайвингом, спортом сверхлёгкой авиации, являюсь действительным членом РГО, у меня и моих единомышленников растут свои дети, у них до недавних пор не было возможности познакомиться с морем. От этого было грустно, и мы решили возродить парусное движение в нашем регионе,- рассказывает Илья Геннадьевич. – Первые лодки нам помогли приобрести руководство санатория «Полтава» и торгового комплекса «Вечная стройка». Несколько наших взрослых друзей, увлёкшись парусным спортом, стали помогать секции. В этом спорте ещё очень важны трудовые навыки, умение работать с инструментом, ремонтировать лодки. Хочешь ходить под парусами – учись заботиться о лодке!
У Китаевых очень нескучная семья. Жена Виктория – учитель географии, краевед, известный в городе экскурсовод, в юности играла в городской волейбольной команде. Вместе с мужем они создали сакское отделение Русского географического общества и активно участвуют в его работе. Старшая дочь Ксения с детства увлекалась авиацией, летала на дельтапланах, окончила школу с золотой медалью, выбрала профессию авиадиспетчера и сейчас учится в престижном вузе в Санкт-Петербурге. Младший сын Миша, попробовав себя в разных видах спорта, решил стать яхтсменом и бороздить под парусами моря и океаны.
На вопрос, не страшно ли за ребёнка, ведь тренировки, а тем более соревнования проходят и зимой, и при неспокойном море, Илья Геннадьевич отвечает:
— Парусный спорт – очень ответственный вид, когда и сам спортсмен, и его тренер обязаны уметь правильно оценить обстановку, рассчитать свои силы, принять верное решение. А то, что это мой сын, даже лучше, иногда мне проще принять решение в отношении своего ребёнка, чем других воспитанников. Так, на соревнованиях в Оленевке, когда ветер достигал 15 м/сек, многие тренеры не выпустили подопечных в море. А у меня свой сын. Он сказал, что справится, и я его отпустил.
На соревнованиях в Оленевке на кубок парусника «Херсонес» Миша занял второе место. Награды вручала министр спорта РК Ольга Торубарова. Поздравлял юных яхтсменов Михаил Сухина, капитан трёхмачтового фрегата «Херсонес», единственного из современных парусных кораблей, сумевшего благодаря слаженным действиям команды по управлению парусами обойти мыс Горн с выключенными двигателями.
Серебряная медаль позволила Мише Китаеву войти в число участников регаты на Финском заливе, где должен был проходить отбор яхт­сменов на первенство Европы. Карантин спутал планы спортсменов. Однако соревнования в Санкт-Петербурге всё-таки состоялись. В соответствии с их правилами было сформировано два флота – «золотой» и «серебряный». В каждом из них – по 70 участников от 9 до 16 лет. Спасательные катера тренеров не имеют права приближаться к дистанции менее, чем на триста метров без особой необходимости. Мише удалось обойти более десяти лодок. В составе «золотого флота» было несколько участников из Севастополя, где традиционно сильны парусные секции. Севастопольцы ехали в Санкт – Петербург с уверенностью в победе, но им тоже не удалось войти в число призёров. Уж слишком сложными были условия на Финском заливе: почти полный штиль и сильные, внезапно меняющие направление течения. В таких обстоятельствах побеждают те, у кого есть опыт плавания на конкретной дистанции.
— А ещё, — грустно замечает сакский тренер, — успех во многом зависит от качества лодки и снаряжения. Всё это довольно дорого. Но даже от кос тюма может зависеть безопасность спортсмена. Нужны качественные гидрокостюм, спасательный жилет. Что уж говорить о лодке! Чем она лучше (чем круче спонсор), тем больше шансов на победу.
Лодки земляков и соперников – севастопольцев Илья Китаев вёз в Питер на собственной машине. Они ему тоже помогают и поддерживают чем могут. К сожалению, в других регионах Крыма детских парусных секций почти нет. Есть ещё отделение в школе спортивного резерва в Симферополе, а также частные яхт-клубы, катающие туристов и предоставляющие другие услуги. Парусные секции в спортшколах – большая редкость. Воспитание будущих чемпионов полностью зависит от усилий энтузиастов, романтиков моря.
Вскоре после балтийских приключений отец и сын Китаевы отправились в Севастополь на меж­региональную парусную регату «Русская весна» на призы Героя России, вице-адмирала Олега Белавенцева, посвящённую годовщине воссоединения Крыма с Россией. (Почему осенью? Потому что коронавирус…)
Традиционно в составе яхтенных экипажей в качестве VIP-участников в этой регате принимают участие Глава Крыма Сергей Аксёнов, главы регионов Юга России, Полпред Президента РФ в Крымском, а затем и в Северо-Кавказском Федеральном округе Олег Белавенцев, представители командования армии и флота, президент Федерации парусного спорта Севастополя (ФПСС) Валерий Зубков, что само по себе говорит о привлекательности и престижности парусного спорта. На соревнования в Севастополь съехались спортсмены из Санкт-Петербурга, Долгопрудного, Мытищ, Ялты, Сак, Симферополя, Чеченской Республики, среди них — чемпионы и призёры международных соревнований и Олимпийских игр, соревновавшиеся в различных классах яхт, в том числе детских.
А В ЭТО ВРЕМЯ В ГАВАНИ РОДНОЙ…
А пока наши герои бороздили далёкий Финский залив, в их родном городе произошло очень интересное событие: неподалёку от Сак, на расстоянии 800 метров от берега, был поднят со дна моря (с глубины около 7 метров) военный самолёт времён Великой Отечественной войны. В августе 2016 года, собирая рапанов, его обнаружил местный дайвер-любитель Алексей Казаринов.
— Я сразу понял, что это самолёт военного времени, — вспоминает он, — и решил, что о нём должны узнать компетентные люди.
Алексей поставил маячок, который постоянно относило волнами. Но опытный подводный пловец хорошо ориентируется вблизи родного берега, может показать множество интересных объектов на дне Каламитского залива, расположенных на довольно большом расстоянии от кромки прибоя. В ноябре, когда пляж окончательно обезлюдел, а морская вода стала идеально чистой и прозрачной, вместе с таким же увлечённым подводными прогулками Ильёй Китаевым они осмотрели затонувший самолёт, произвели фото и видеосъёмку, зафиксировали точные координаты. О произведённых исследованиях Илья доложил на заседании РГО, сообщил в редакцию газеты «Крымский телеграф», а также в музеи авиации в крымском посёлке Гвардейское и подмосковном Монино. Из Монинского музея пришёл ответ, что, судя по фотографиям, это американская аэрокобра, что у них нет такого экспоната и очень хотелось бы им обладать, но подъём со дна морского — мероприятие сложное и опасное для самого объекта, который после долгого пребывания в солёной воде может быстро разрушиться при соприкосновении с воздухом. Специалисты выразили сомнения по поводу возможности его спасения и дальнейшего экспонирования. Однако РГО внесло в свой план подъём и изучение этого интересного объекта. И вот 25 сентября 2020 года участники специальной экспедиции РГО и Минобороны России извлекли самолёт из морской пучины! Им действительно оказался американский P-39 Airacobra, переданный СССР по ленд-лизу в 1943 году. Как установили участники экспедиции, самолет участвовал в освобождении Крыма, числился в составе 11-го гвардейского полка, поступил на вооружение Черноморского флота в 1943 году, во время Керченско-Эльтигенской операции. Он потерпел крушение через три месяца после освобождения Крыма, в июле 1944 года. Его пилотировал младший лейтенант Шишкин. Во время полета пилот почувствовал вибрацию двигателя, увидел черный дым из патрубков и решил приводниться, не дотянув до посадочной полосы всего километр. Лётчик выжил, а самолёт затонул. Таких самолётов было выпущено более 9500. 4500 из них переданы СССР по лэндлизу. Самолет отличался нестандартной для того времени компоновкой – двигатель расположен в задней части фюзеляжа. Машины оснащались или 37-мм или 20-мм орудием, а также пулеметами «Браунинг» калибра 12,7 мм. Их количество варьировалось от двух до четырех, в зависимости от модификации. Советским лётчикам нравились такие аэрокобры. На одной из них летал трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Остаётся надеяться, что теперь эта боевая крылатая машина займёт достойное место в одной из музейных экспозиций Крыма.
Разговаривая с Ильёй, Мишей, Алексеем, просто диву даёшься, насколько ярок, интересен, заманчив мир вокруг нас! Морские дали и глубины манят отважных и любознательных людей, заставляют их вступать в единоборство со стихией. Пожелаем же им удачи, настойчивости в достижении целей и попутного ветра!
М.ЗАДОРОЖНАЯ.

Поделиться

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
wpDiscuz