«ОТЦАМ И ДЕДАМ – СПАСИБО ЗА ПОБЕДУ!» |

«ОТЦАМ И ДЕДАМ – СПАСИБО ЗА ПОБЕДУ!»

Хотя враг находился ещё далеко от мирных крымских полей, началась всеобщая мобилизация крымчан, способных носить оружие. В первые дни войны наш отец, Николай Михайлович Шолков, был призван Сакским военкоматом в ряды защитников Родины. В начале службы он некоторое время находился в составе формируемого отряда аэродрома Саки (теперь – аэродром Новофёдоровка). В этот короткий промежуток начала службы ему пришлось наблюдать действия нашей бомбардировочной авиации по стратегическим объектам на территории Румынии — сателлита Германии. Основным ударам подвергались нефтяные месторождения в Яссах. Отец вспоминал один трагический эпизод, когда тяжело груженный бомбовоз ДБ-3 не смог после старта набрать нужной высоты, при взлёте задел кирпичную трубу котельной и взорвался вместе с экипажем. Братская могила погибшего экипажа (предположительно) сохранилась в районе авиационного склада ГСМ нашего аэродрома.
Спустя месяц после призыва отряд мобилизованных жителей Сак и района был отправлен пешим ходом для распределения по частям в Симферополь. Позволим себе небольшое неприятное отступление. В процессе этого похода до Симферополя часть наших земляков предпочла вернуться по домам, не осознавая сути сложившейся ситуации и грядущей опасности. Отец твёрдо решил быть в рядах защитников Родины, хотя дома оставалась его семья – мать, жена и трое детей, младшему из которых только что исполнилось два года.
По решению Крымского военкомата из оставшихся в строю сакчан и других крымчан был сформирован отряд для отправки на защиту Кавказа. В это время керченская переправа подвергалась регулярным налётам авиации врага, в которых принимали участие и румынские «соколы» — охота велась буквально за всеми плавсредствами: приходилось переправляться и на обломках лодок.
Его служба после распределения в части продолжалась в районе Геленджика, где уже в начале 1942 года Николай Шолков вступил в ряды коммунистической партии. Вскоре гитлеровцам удалось занять Крым, на Северном Кавказе войска захватчиков продвинулись на территории наших закавказских республик, а фашистским егерям даже удалось водрузить флаг со свастикой на вершине Эльбруса. Войска фашистов и наши части, удерживающие узкую полосу черноморского побережья ниже Новороссийска, разделял лишь большой Кавказский хребет. Однако после тяжёлого противостояния на кавказском направлении и решающего сражения в районе Сталинграда враг дрогнул, и наши войска начали освобождать Краснодарский край и донские станицы. За участие в этих боях наш отец, Николай Михайлович Шолков, был награждён медалью «За освобождение Кавказа».
Всё это время тяготы поддержания семьи и воспитания подрастающего поколения (нас было трое братьев – 10 лет, 6 лет, 2 года) легли на плечи мамы и бабушки. Проблемы многократно усилились с приходом в Крым гитлеровских войск – мы оказались в оккупации захватчиков и их пособников на долгие два с половиной года. Наша семья проживала в деревне Прибрежное (тогда Кара-Тобе). Близость моря и его даров позволили нам выжить в нечеловеческих условиях. Бабушка была удачливой рыбачкой, а мама умела приготовить обед из самого скромного набора продуктов. Все эти годы мы жили в полном неведении о судьбе отца, пока летом 1944 года мама не получила армейский треугольник со штампом полевой почты номер 40560 – отец в это время уже находился в зоне Корсунь-Шевченковской операции. Появилась надежда, появилась радость жизни, хотя до окончания Великой Отечественной ещё оставался почти год напряженных боёв на вражеской территории.
Дальнейшая боевая служба Н.Шолкова продолжалась в составе 178-го гвардейского истребительного авиационного полка (178-ой гв. ИАП) на Южном фронте наших войск. Имея квалификацию шофёра, он был назначен водителем автомобиля-фургона с полковой радиостанцией. Радиостанция размещалась на базе основной рабочей лошадки войны — «полуторке» ГАЗ-АА. Однако к данной модификации автомобиля предъявлялись повышенные требования по проходимости – шасси имело три моста. Полковая радиостанция РСБ-3Ф для связи с самолётами была смонтирована в фургоне и снабжена выдвижной телескопической вышкой. Начальника связи полка лейтенанта А. Мартынчука с отцом объединяли тёплые, дружеские отношения, сохранившиеся до конца войны, а потом и в мирное время. После войны ­А.Мартынчук стал главным инженером крымской радиовещательной станции РВ-73, с ним автор этих строк неоднократно встречался, проходя преддипломную практику на вверенном ему объекте.
Наиболее яркие воспоминания отца, сохранившиеся в нашей памяти, относятся к началу Корсунь-Шевченской войсковой операции (24.01-17.02.1944г.), отмеченной яростными воздушными боями, где особо отличился 178-ой гв. ИАП, командиром которого был гвардии майор (впоследствии подполковник) Николай Иванович Ольховский. С августа 1943 г. в составе этого полка служил и молодой командир эскадрильи лейтенант Иван Никитович Кожедуб . О накале и результатах воздушных дуэлей говорит один факт: 4 февраля 1944 г командиру полка Н.Ольховскому (лично сбил 19 самолётов врага) и комэска И.Кожедубу (лично уничтожил 20 самолётов противника) Верховным командованием было присвоено звание Героя Советского Союза. Отцу навсегда запомнился один эпизод из фронтовой жизни этого периода. Весь полк поздравлял героев, но обстоятельства не позволили устроить официальных торжеств. Как вспоминает отец, командир полка Ольховский подошёл к полковой радиостанции с незнакомым лейтенантом, достав флягу с чем-то горячительным. Николай Иванович спросил у отца: «Сержант, не найдутся ли у тебя алюминиевые кружки? Надо обмыть Звезду лейтенанта-героя». Так была «обмыта» первая звезда будущего трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба.
Далее боевой путь 178-го гв. ИАП в составе 2-го Украинского фронта пролегал через Молдавию на Братиславу, Будапешт, Вену. Особенно ожесточённо враг сражался на подступах к Будапешту и в самом городе. По воспоминаниям отца, в результате этой операции, продолжавшейся более двух месяцев, Будапешт серьёзно пострадал, а все красавцы-мосты, разделявшие Буду и Пешт, лежали в Дунае. За участие в этой операции Н.Шолков был награждён медалью «За взятие Будапешта».

В 2007 г. началось рассекречивание боевых документов авиационных полков, в том числе и 178-го гвардейского ИАП. Листая пожелтевшие страницы, подписанные начальником штаба гв. подполковником Доценко или гв. майором Шахмистовым, погружаешься в те события и словно становишься их участником. В этих журналах легко проследить положение линии боевых действий, район базирования полка. Состояние самолётного парка, готовность пилотов к вылетам на каждый день. В деталях расписано наличие авиационного топлива, запас снарядов к пушкам «ШВАК». Интересно читать, как обеспечивалась радиосвязь с самолётами в воздухе: «Радиосвязь хорошая». «Радиосвязь удовлетворительная». Приятно сознавать, что в этой боевой работе был и скромный воинский вклад нашего отца. Лишь однажды в отчётах с 01.08 по 04.08.1944 г. с сожалением читаем, что в связи с выходом из строя радиопередатчика РСБ-3Ф «радиосвязь отсутствовала из-за поломки рации». Благо в эти дни из-за сложных метеоусловий полк не смог выполнять боевую задачу.
Отцу довелось пройти трудный, но славный боевой путь от Кавказа до столицы Австрии – Вены, участвуя в составе 178-го ордена Богдана Хмельницкого гвардейского истребительного авиационного полка в таких серьёзных сражениях, как Яссо-Кишиневская операция с 20 августа 1944 года по 29 августа 1944 года, Белградская операция с 28 сентября 1944 года по 20 октября 1944 года, Дебреценская операция с 6 октября 1944 года по 28 октября 1944 года, Будапештская операция с 29 октября 1944 года по 13 февраля 1945 года, Западно-Карпатская операция с 12 января 1945 года по 18 февраля 1945 года, Балатонская операция с 6 марта 1945 года по 15 марта 1945 года, Братиславско-Брновская наступательная операция с 25 марта 1943 года по 5 мая 1945 года, Пражская операция с 6 мая 1945 года по 11 мая 1945 года.
14 ноября 1944 года ­178-й гвардейский истребительный авиационный полк за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками за овладение городом Дебрецен и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР награждён орденом Богдана Хмельницкого II степени. 17 мая 1945 года — за образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городами Дьёр, Комаром и проявленные при этом доблесть и мужество — орденом Красного Знамени.
Кроме столь высоких заслуг от Верховного командования, полк мог гордиться и своими соколами – асами воздушного боя: к концу боевых действий в Австрии в составе полка насчитывалось 7 Героев Советского Союза (И.Кожедуб– трижды, К.Евстигнеев– дважды). Геройскую звезду заслужил и командир полка, гвардии подполковник Николай Иванович Ольховский. Доказав свои непревзойдённые способности лётчика-снайпера воздушного боя, Иван Никитович Кожедуб сделал блестящую послевоенную карьеру, став маршалом ВВС.
После окончания Братиславско-Брновской операции наш отец был награждён медалью «За взятие Вены», закончив боевой путь на территории Австрии. Лишь к осени 1945 года наша семья дождалась его возвращения. Мы, три подросших и повзрослевших мальчишки, Владимир, Александр и Евгений, жена Варвара Григорьевна, мать Ирина Максимовна, родственники и соседи встретили его на станции Прибрежная вблизи нашей деревни. После войны в семье появилась долгожданная дочь Татьяна. Мы храним память об отце, сберегая его боевые награды. Особой реликвией, которой мы дорожим, является обычная алюминиевая ложка, с которой отец прошёл от Кавказа до Австрии.
Заслуженный фронтовик, единственный коммунист в нашей деревне, глава семьи, не запятнавшей свою честь в годы оккупации, — всё это сыграло свою роль в его дальнейшей мирной жизни. В нашей деревне снова открылся и принял первых студентов сельскохозяйственный техникум, и отец был назначен управляющим учебным хозяйством. Однако Николай Михайлович очень любил свою профессию шофёра, технику, автомобили. Вскоре он вместе с младшим братом, тоже шофёром и фронтовиком Ильёй Михайловичем Шолковым, как лучшие в районе специалисты были приглашены на работу в Евпаторийскую школу ДОСААФ. Много лет братья Шолковы работали инструкторами, учили профессии шофёра курсантов-призывников, продолжая вносить свой вклад в обороноспособность Родины. Со временем наша семья перебралась в Саки. Когда в посёлке формировалось новое автотранспортное предприятие – автобусный парк, отец и дядя были приглашены туда на работу одними из первых. С увлечением освоили они новый для себя вид транспорта – пассажирские автобусы. Все мы, братья и сестра, уходили во взрослую жизнь из родительского дома на Приозёрной. У каждого из нас сложилась своя, насыщенная событиями биография. Но достойный пример отца и матери всегда помогал с честью преодолевать трудности на жизненном пути.
Светлая память об отцах и дедах живёт в наших сердцах!
Е.Шолков,
старший научный сотрудник НИИ судового машиностроения, кандидат технических наук (в настоящее время пенсионер).

Поделиться

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
wpDiscuz

Videos

Error type: "Not Found". Error message: "The playlist identified with the request's playlistId parameter cannot be found." Domain: "youtube.playlistItem". Reason: "playlistNotFound". Location type: "parameter". Location: "playlistId".

Did you added your own Google API key? Look at the help.

Check in YouTube if the id UCQo50MN7D-7MPjxKx8G3XQw belongs to a playlist. Check the FAQ of the plugin or send error messages to support.