ШЛИ НА БОЙ НЕ РАДИ СЛАВЫ, РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ |

ШЛИ НА БОЙ НЕ РАДИ СЛАВЫ, РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

В предыдущем номере нашей газеты мы рассказали вам о трех наших земляках — Героях Советского Союза. Двое из них, Федор Федорович Степанов и Федор Иванович Сенченко, родились и выросли в поселке Саки, третий — Давид Абрамович Кудрявицкий — рос в Сакском районе, учился в Кара-Тобинском (Прибрежненском) техникуме.
В канун 76-й годовщины освобождения от немецко-фашистских захватчиков посёлка Саки мы продолжаем рассказывать о связанных с этим событием судьбах Героев Советского Союза. Сегодня вам предстоит познакомиться с теми из них, кто принимал непосредственное участие в освобождении Крыма и отстоял Саки в апреле 1944 года.
В мае 1944 года, после освобождения Севастополя, небо над Крымом наконец-то стало мирным. Но до окончания войны оставался ещё целый год. На Сакском аэродроме шла активная боевая и учебная работа. Каждый день по взлётной полосе уходили на боевые задания лётчики. Не всем им было суждено вернуться. На смену «старикам» взрослели в учебных полётах молодые пилоты.
В сакском курортном парке в 1944-1945 годах были захоронены погибшие при выполнении боевых и служебных заданий герои Советского Союза Владимир Дегтярёв, гвардии майор, заместитель командира 13-го штурмового авиационного полка Черноморского флота; Василий Лобозов, гвардии майор, заместитель командира разведывательной эскадрильи; Дмитрий Стариков, гвардии старший лейтенант, а также выполнявшие вместе с ними свой последний полёт лётчик Р. Либерман, стрелки-радисты В. Баладжонян и Н. Ищенко.

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЛОБОЗОВ


Василий Лобозов родился 1 февраля 1913 г. в деревне Василёво Тёмкинского района Смоленской области, в крестьянской семье. Несмотря на трудные, голодные годы, получил хорошее техническое образование: окончил школу-семилетку и школу фабрично-заводского ученичества в Вязьме. Работал слесарем на заводах в Смоленске и Москве. В 1935 году был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию и по комсомольскому набору направлен в Воронежскую школу младших авиационных специалистов. В 1936-1937 годах стрелок-радист Лобозов сражался с фашистами в небе Испании. В своих воспоминаниях участник тех событий — Герой Советского Союза майор Г. Прокофьев — отмечал важность работы стрелка-радиста: «Я был спокоен: он не прозевает воздушного врага, вовремя предупредит, вовремя и расчётливо откроет огонь. Пулемёт его не знал отказов. Ведь никто столько не видит в воздухе, сколько воздушный стрелок. … Это требует большого напряжения и всех моральных сил. Такими стрелками были у нас Кондрашов, Лобозов и другие…» И хотя миссия советских добровольцев-интернационалистов была строго засекречена, в Испании наши лётные экипажи приобрели бесценный боевой опыт. Им приходилось не только бомбить вражеские объекты, но и проводить разведку, ввязываться в воздушные бои, летать на предельно низких или больших высотах, в любую погоду. 153 боевых вылета совершил в испанском небе стрелок-радист Василий Лобозов. Потом сражался на Хасане и Холхин-Голе. Его подвиги были отмечены Орденом Красного Знамени. Вернувшись на родину, он окончательно утвердился в своём стремлении посвятить жизнь авиации, стать профессиональным пилотом и поступил в Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Окончив учёбу, в 1939 году старший лейтенант Лобозов получил направление в Крым, в авиационную часть Черноморского флота. Он был одним из тех, кто первым столкнулся с врагом в воздухе в ночь на 22 июня 1941-го. За годы войны ему пришлось сражаться на нескольких фронтах, участвовать в обороне Одессы и Севастополя, наносить удары по нефтеперегонным заводам, мостам, аэродромам и другим военным объектам врага.
Во время каждого из его боевых вылетов возникали чрезвычайно опасные ситуации: отказ или возгорание двигателя, атака нескольких штурмовиков, выход из строя раненых членов экипажа, собственное тяжелое ранение… Но опытному, хладнокровному лётчику всегда удавалось выполнить задание, отбиться от преследователей и даже на подбитом самолете дотянуть до своего аэродрома. Он не боялся идти на риск, действовал за гранью возможного. «Для авиации мост – малоразмерная цель… Представьте себе, что вы видите из окна второго этажа на тротуаре карандаш. Попробуйте попасть в него камнем!» — так объяснял сложность задач бомбардировщика дважды Герой Советского Союза В.Раков. Точность бомбометания Василия Лобозова казалась фантастической. Но не менее важными были его разведывательные полёты в тыл врага. В одном из них его самолёт был сбит, но лётчику удалось спастись, после лечения вновь стать в строй и принять участие в боях за Севастополь.
К началу 1944 года майор Лобозов совершил 185 боевых вылетов, имел три Ордена Красного Знамени, Орден Отечественной войны I-й степени, медали за оборону Одессы и Севастополя. Пройдя Высшие курсы офицерского состава, он был назначен заместителем по лётной подготовке командира 30-го разведывательного авиационного полка.
После освобождения Крыма его полк базировался на Сакском аэродроме.
В мае 1944 года гвардии майору Василию Лобозову было присвоено звание Героя Советского Союза. В наградном листе отмечено, что он уже четырежды представлялся к этому высокому званию, а также что «тов. Лобозов с первых дней Отечественной войны громит фашистское полчище в административных центрах Румынии и Бессарабии. Несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии и авиации противника, в составе звена и девятки наносит сокрушительные удары по нефтебакам Констанцы, аэродрому Мамай, Черноводскому мосту, которые имели большое оперативное значение для гитлеровской армии…»
В конце ноября 1944 года самолёт Лобозова при возвращении из разведывательного полёта над территорией Венгрии был атакован группой немецких истребителей, получил пробоины и потерпел катастрофу в районе Карасубазара (Белогорска). Экипаж погиб, успев передать в штаб ценные разведданные. Вместе с командиром последнее задание выполнял стрелок-радист ­И.­Ищенко. Они похоронены рядом в Сакском курортном парке.

ВЛАДИМИР АРСЕНТЬЕВИЧ ДЕГТЯРЁВ


Родился в 1903 году в селе Дробыновка Полтавской области в крестьянской семье. Окончил школу-семилетку в селе Кобеляки. В 1925 году призван на военно-морской флот. В 1932 году окончил Борисоглебскую школу военных лётчиков. Служил на Балтийском флоте, на Дальнем Востоке и в Дунайской флотилии. В 1940 году стал командиром звена 82-й отдельной эскадрильи.
Участвовал в боях с первых дней Великой Отечественной войны. В 1941-1942 годах майор Дегтярёв и его эскадрилья бомбардировщиков уничтожили множество важных вражеских объектов, в том числе 29 самолётов люфтваффе на аэродромах, 17 из них – на Сакском аэродроме, захваченном тогда противником. В марте 1942 года при бомбардировке железнодорожной станции «Симферополь» ему удалось совершить прямое попадание в цистерну с горючим, в результате чего сгорели четыре немецких эшелона с боеприпасами и вооружением.
К весне 1944-го в его послужном списке было 402 боевых вылета, в том числе 62 во время боев за оборону Одессы, 106 во время обороны Перекопа, 110 под Севастополем и в Крыму, 124 на Кавказе. А перечень наград летчика Дегтярёва включал Орден Ленина, два Ордена Красного Знамени, медали за оборону Одессы и Севастополя. Дважды, в январе и в ноябре 1942 года, командование представляло его к званию Героя Советского Союза. В очередном представлении (в мае 1944-го) говорится: «Боевые вылеты майора Дегтярёва отмечаются эффективностью и отличным выполнением…Товарищ Дегтярёв смелый, решительный командир, своим личным мужеством и геройством воодушевляет лётный состав на отличное выполнение боевых заданий».
Указом Президиума Верховного совета Союза ССР от 16 мая 1944 года гвардии майору Владимиру Арсентьевичу Дегтярёву было присвоено звание Героя Советского Союза. Однако высокая награда не застала героя в живых…
После освобождения Крыма 119-й КАП ВВС ЧФ, в котором помощником командира по лётной части служил майор Дегтярёв, расположился на Сакском аэродроме и выполнял как боевые, так и учебные задачи. Война продолжалась. Для боеспособности армии требовалось постоянное пополнение ее рядов. Учебная работа шла во всех подразделениях вооружённых сил, но особенно ответственной была она в таком сложном деле. как авиация. 24 мая в небе над Сакским аэродромом как обычно осваивали технику пилотирования молодые лётчики. Рядом с одним из них в качестве инструктора и проверяющего находился майор Дегтярёв. Внезапно самолёт вошёл в штопор и рухнул на землю у села Ивановки. Вместе с Героем Советского Союза погибли летчик Р. Либерман и стрелок-радист В. Баладжонян. Все они были похоронены боевыми товарищами и сослуживцами в сакском курортном парке.

ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СТАРИКОВ


Родился 1 мая 1921 года в городе Гулькевичи, ныне Краснодарского края, в рабочей семье. В юности учился пилотированию в аэроклубе города Черкесска. В восемнадцать лет призван в ряды Военно-морского флота, направлен в Ейское лётное училище военно-морской авиации.
В июле 1941 года поддерживал воинские части защитников Перекопа решительными штурмовыми действиями по врагу с воздуха. В период обороны Крыма и Севастополя сержант Стариков совершил 113 боевых вылетов. За проявленное в боях мужество награждён Орденом Красного Знамени. С ноября 1941-го полк, в котором служил Дмитрий Стариков, базировался на Кавказе: в Туапсе, под Геленджиком, в Грузии. В воздушных боях над Чёрным морем и Керченским проливом молодой лётчик одержал свои первые победы, сбил первые вражеские самолёты. В одной из воздушных схваток он потерял лучшего друга и получил разрешение командира полка Константина Денисова сделать на своём самолёте надпись «За Сурена Тащиева». С этого момента любой немецкий лётчик должен был понимать, что в бой с ним вступает безжалостный мститель.
К январю 1944 года командир звена 11-го Гвардейского дважды Краснознамённого Николаевского истребительного авиационного полка Первой минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Черноморского флота, гвардии старший лейтенант Дмитрий Стариков совершил 450 боевых вылетов и сбил около 20 самолётов противника. Боевые вылеты сочетались с промежутками учебной работы: даже во время войны лётчики проходили курсы по совершенствованию лётного мастерства, освоению новой техники. В характеристиках отмечаются безу­коризненная техника пилотирования, стремительность атак, точность действий Дмитрия Старикова. Сослуживцы признавали присутствие у него особого таланта и удивительного везения. Его подвиги в боях были отмечены тремя Орденами Красного Знамени.
22 января 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Дмитрию Старикову было присвоено звание Героя Советского Союза.
В начале 1944 года его воинская часть перебазировалась на аэродром недавно освобождённого Скадовска. Советские лётчики громили немецкие морские транспорты, поставлявшие подкрепление в Крым, уничтожали немецкие самолёты на аэродромах Николаева. Это было необходимо для начала форсирования Днепра в нижнем течении, наступления на Одессу и Крым. К весне самолёт «Аэрокобру» Дмитрия Старикова украшали уже 23 звёздочки, каждая из которых означала сбитого противника. В промежутках между боями опытный лётчик выполнял задания командования по обучению и совершенствованию лётного мастерства начинающих сослуживцев. В марте Стариков провёл свой последний, 51-й бой с врагом и совершил последний, 479-й боевой вылет. В апреле его полк перебазировался в освобождённый Крым, на Сакский аэродром. Здесь он усиленно занимался учебной работой. В начале осени съездил в Москву на двухмесячные курсы усовершенствования лётного состава при Военно-воздушной академии. Война шла к завершению. В победе Красной армии уже никто на сомневался, и командование приняло решение сохранить драгоценный боевой опыт лётчиков-героев: послать их на учёбу, а затем доверить обучение молодых кадров. Но смерть настигла героя уже после Победы.
В конце сентября 1945 года Дмитрий Стариков получил отпуск и направился в Краснодар, где жила его жена. Из Сак в Симферополь ему пришлось добираться в кузове грузовика. Он погиб в мирный день, в обычной дорожной аварии. Боевые товарищи похоронили прославленного в боях лётчика, Героя Советского Союза Дмитрия Старикова в сакском курортном парке.
Именами похороненных в Сакском парке лётчиков-Героев Советского Союза названы улицы в нашем городе. В их родных сёлах и посёлках установлены памятники, имена героев увековечены в названиях школ. Память об их подвигах живёт в рядах лётчиков российской военной авиации. Их боевой опыт изучается в современных лётных училищах России.
М.ЗАДОРОЖНАЯ.

Поделиться

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
wpDiscuz

Videos

Error type: "Forbidden". Error message: "Daily Limit Exceeded. The quota will be reset at midnight Pacific Time (PT). You may monitor your quota usage and adjust limits in the API Console: https://console.developers.google.com/apis/api/youtube.googleapis.com/quotas?project=26503594374" Domain: "usageLimits". Reason: "dailyLimitExceeded".

Did you added your own Google API key? Look at the help.

Check in YouTube if the id UCQo50MN7D-7MPjxKx8G3XQw belongs to a playlist. Check the FAQ of the plugin or send error messages to support.