В огне не горели,
в воде не тонули,
А время настало —
под пули шагнули.
Нас в песнях воспели
и в бронзе отлили,
Легенды расскажут,
какими мы были
В.Гин, 1977г.
События апреля 1944 года со временем обрели черты легенд о невероятном мужестве, благородстве и красоте наших освободителей. А были они обычными людьми, выходцами из сотен городов и сёл необъятной России. Одной из таких легендарных былей сакской земли стал подвиг девяти героев.
Фронтовая газета «Вперёд» посвятила этому эпизоду освобождения Крыма небольшую заметку: «13 апреля девять наших разведчиков десантом на танке подъехали к селу Ашага-Джамин. На его околице танк обстреляла вражеская артиллерия и прямым попаданием перебила ствол орудия. Танк остался безоружным. Разведчики спешились и залегли. Из садов по ним била артиллерия, а с двух высот перед селом вёлся оружейно-пулемётный огонь… Как выяснилось позже, там занимал оборону батальон противника. Бой девяти разведчиков длился около двух часов…»
Фронтовикам Великой Отечественной или участникам иных боевых действий не стоит объяснять, что значит попасть в «лапы» озверевшего врага и два часа по законам боевого братства — спиной к спине отражать атаки. Не предать, не встать на колени, не молить о пощаде, а стоять в смертельной схватке до конца, вопреки страху, боли и желанию жить… Как могли они, опытные бойцы, попасть в такую переделку? Возможно, виной тому была крымская весна, радость победы и ощущение, что это именно они принесли свободу на полуостров, и теперь «Крым снова наш!»
…Танк нёсся по цветущей степи, в небе сияло солнце. При въезде в село Ашага-Джамин разведчики увидели двух мальчиков. Один из них, Сейт-Вели Сеймеметов, став взрослым, вспоминал много лет спустя, как они с другом Петром сразу поняли, что это наши: «Когда танк поравнялся с нами, остановился, к нам навстречу пошел солдат. Мы сразу узнали, что это наш, советский солдат. Подойдя, он стал расспрашивать, кто и что есть в деревне. Мы, пацаны, хорошо знали обстановку и рассказали, что в бывшем колхозном дворе-казарме живут расквартированные фашисты, там же, во дворе, мы видели пушку. Солдат вернулся, и танк пошел в Ашага-Джамин. Мы тоже побежали в сторону села. Еще не добежав, услышали гулкие звуки. Видимо, это стреляли из танка. Потом послышались автоматные очереди. Прибежав в деревню, мы с Петром из-за угла дома наблюдали за боем. Он был тяжелым, неравным. Слышались крики, стоны, тяжело было смотреть. Но трагедия ждала еще впереди.
Когда боеприпасы у наших солдат закончились, завязался рукопашный бой. Через некоторое время все стихло. Мы видели, как немцы кололи штыками наших солдат. Неожиданно около нас появилась девушка-односельчанка. Звали ее Люба. Когда стемнело, мы втроем тайком пошли и стали осматривать солдат. Один из них подавал признаки жизни. Люба была постарше нас. Она сразу сказала Петру принести какой-нибудь плащ.
Мы знали, что в селе живет фельдшер Ольга Собко. Когда мы его, полуживого, занесли в дом, при свете лампы я увидел, что у солдата не было нижней челюсти. Фельдшер попросила всех уйти по домам и держать все в тайне…»
Восемь из девяти красноармейцев погибли в неравном бою. Выжил только один — Василий Ершов. Его спасли местные женщины: фельдшер Ольга Григорьевна Собко, Клавдия Алексеевна Афанасьева и Любовь Гапко. Они спрятали бойца, оказали ему первую помощь. Всё это было связано с огромным риском, ведь захватчики ещё не покинули позиции в деревне, а наши не знали о случившемся. После войны Ольга Григорьевна вспоминала: «…Ко мне прибежали с криком мальчишки: «Доктор, немцы разбили танк и люди несут к вам одного раненого!». И тут я увидела крестьян и солдата в шинели, совершенно без признаков жизни. Его положили на топчан. Все проявили много усилий, чтобы привести в сознание воина. У него были перебиты руки, выбита челюсть, десять пулевых и почти столько же колотых ран. Он много потерял крови. Положение было безнадежным. Придя в себя, он даже своего имени назвать не мог: был поврежден язык.
Ночью немцы отступали на Севастополь. Несколько фашистов заскочили в наш дом и пытались расстрелять разведчика. Но он лежал весь забинтованный, почерневший и недвижимый. Я убедила их, что у него тиф…». Через несколько дней в госпитале ему сделали первую операцию, а потом ещё тринадцать.
Василий Ершов не сразу пришёл в себя, долго восстанавливались его память и речь. Ранение в лицо, путаница в документах и прочие обстоятельства помешали ему сразу объяснить, кто он такой и что с ним произошло. Но он выжил и приехал на место своего подвига 17 лет спустя. Всё это время его считали погибшим. Сам герой не знал, что 16 мая 1944 года всем девяти участникам неравного боя, в том числе и ему, было присвоено звание Героя Советского Союза, посмертно. Но были живы свидетели подвига девяти Героев. Село, в котором вступили в свою последнюю схватку с врагом отважные разведчики, было переименовано в Геройское. Улицу Почтовую в районном центре Саки переименовали в 8-ми Героев, но в 1965-м году название изменили ещё раз, и теперь она называется улицей 9-ти Героев.
Жители Геройского считали Василия Александровича своим односельчанином и даже построили для него дом, в котором он гостил несколько раз. После выписки из госпиталя и до самой смерти в 1971 году он жил и трудился в родном колхозе, в деревне Судилово Тверской области.
Его имя и имена его друзей, Героев Советского Союза, павших в неравном бою, помнят и чтут в городе Саки, Сакском районе, а также в далёких от Крыма родных деревнях, откуда парни уходили на войну.
Иван Терентьевич Тимошенко — гвардии красноармеец, сапёр. Родился 7 января 1909 г. в селе Шептаки Новгород-Северского района Черниговской области. Окончил начальную школу. Работал председателем колхоза. На фронте Великой Отечественной войны с 1941г.
Михаил Алексеевич Задорожный – гвардии красноармеец, сапёр. Родился в 1923 году в селе Романки Покровского района Днепропетровской области в семье крестьян. После окончания семилетки работал сапожником. Воевал с 1941 года.
Николай Иванович Поддубный – командир отделения 3-го гвардейского отдельного мотоинженерного батальона 4-го Украинского фронта, гвардии сержант. Родился в 1922 году в селе Авдотьевка Софийского района Днепропетровской области в крестьянской семье. Воевал на фронтах с 1941 года.
Пётр Артемьевич Иванов — мотоциклист 91-го отдельного мотоциклетного батальона 19-го танкового корпуса 4-го Украинского фронта.
Родился в 1909 году в селе Чулла Тетюшского района Татарской АССР в крестьянской семье. Окончил начальную школу и курсы трактористов. Работал трактористом. Воевал с 1942 года.
Александр Фёдорович Симоненко – автоматчик 91-го отдельного мотоциклетного батальона 19-го танкового корпуса 4-го Украинского фронта.
Родился в 1912 году в селе Карпенка Краснокутского района Саратовской области в крестьянской семье. Накануне войны работал трактористом в Туркмен-Калинском районе Марыйской области Туркменистана. В боях с 1942 года.
Магомед-Загид Абдулманапов – заместитель командира сапёрного отделения 3-го гвардейского отдельного мотоинженерного батальона 4-го Украинского фронта, гвардии младший сержант.
Родился 30 сентября 1924 года в ауле Карата Ахвахского района в Дагестане, в семье крестьян-аварцев. Окончил семилетку и школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В боях Великой Отечественной войны участвовал с 1943 года.
Василий Александрович Ершов – пулемётчик 91-го отдельного мотоциклетного батальона 19-го танкового корпуса 4-го Украинского фронта.
Родился 14 января 1920 года в селе Бобылино Весьегонского района Тверской области в крестьянской семье. Получил начальное образование, работал в колхозе. Участник сражений с 1941 года.
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!
Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставить комментарий
Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставить комментарий