ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ:ОТНОСИТЕЛЬНО ПОВЫШЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОЗДАНИЕ ПРЕСТУПНОГО СООБЩЕСТВА, РУКОВОДСТВО И УЧАСТИЕ В НЕМ |

ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ:ОТНОСИТЕЛЬНО ПОВЫШЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОЗДАНИЕ ПРЕСТУПНОГО СООБЩЕСТВА, РУКОВОДСТВО И УЧАСТИЕ В НЕМ

Федеральным законом от 01.04.2019 №46-ФЗ внесены изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ в части противодействия организованной преступности.

Так, создание преступного сообщества (преступной организации) либо руководство им, а равно координация действий организованных групп, создание устойчивых связей между ними, разработка планов и создание условий для совершения преступлений организованными группами, раздел сфер преступного влияния и (или) преступных доходов между такими группами повлекут  лишение свободы на срок от 12 до 20 лет со штрафом в размере до 5 млн рублей (вместо штрафа до 1 млн рублей как было ранее) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от 1 года до 2-х лет.

Уточнены признаки отдельных составов преступлений, которые предусмотрены ст. 210 УК РФ. Статья дополнена новой частью 1.1 — она устанавливает ответственность за участие в собрании организаторов, лидеров или иных представителей преступных сообществ или организованных групп в преступных целях.

Увеличены сроки лишения свободы и штрафы за участие в преступном сообществе (преступной организации), а также размер штрафа, в случае если данные деяния совершены лицом с использованием своего служебного положения.

Отдельно введено уголовное наказание для криминальных лидеров. Уголовный кодекс дополнен новой статьей 210.1 «Занятие высшего положения в преступной иерархии», предусматривающей для указанных лиц наказание не только за организацию сообщества и участие в нем для совершения преступлений, но и за сам факт занятия высшего положения в преступной иерархии. За это преступление грозит лишение свободы от 8 до 15 лет со штрафом до 5 млн рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 5  лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от 1 года до 2-х лет.

В Уголовно-процессуальный кодекс РФ внесены корреспондирующие изменения, связанные с подсудностью и подследственностью уголовных дел о вышеуказанных преступлениях.

Нововведения в уголовно-правовой сфере начнут действовать с 12 апреля 2019 года.

Д.ПЫХАНОВ,

помощник Сакского межрайонного прокурора, младший советник юстиции.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УЧАСТИЕ В НЕСАНКЦИОНИРОВАННОМ МИТИНГЕ

Право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование закреплено в статье 31 Конституции Российской Федерации.

Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ (далее — Федеральный закон №-54) определен порядок организации митингов; правила определения мест для проведения мероприятий; субъектный состав участвующих (организаторы, участники); основания для приостановления и прекращения митинга.

Статьями 7, 8 Федерального закона № 54-ФЗ, предусмотрено что, организатор публичного мероприятия обязан в письменной форме подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

Участие граждан в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или)

транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, является административным правонарушением, предусмотренным частью 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ, и предусматривает наказание, в том числе в виде штрафа от 10 до 20 тысяч рублей или административного ареста сроком до 15 суток.

Поведение участников любого публичного мероприятия — митинга, шествия, пикетирования, регламентировано названным законом, который запрещает участнику:

скрывать свое лицо, использовать маскировку и предметы, которые затрудняют идентификацию личности человека;

иметь при себе предметы, ограниченные или запрещенные в гражданском обороте: оружие, колющие и режущие предметы, взрывные устройства и взрывчатые вещества, предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, ядовитые и едко пахнущие вещества и другие предметы, согласно перечню, указанному в части 4 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ;

иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, включая пиво;

находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

Частью 5 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение участником публичного мероприятия порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, которое может быть выражено в невыполнении законных требований организатора публичного мероприятия, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации.

Лицу, совершившему данное правонарушение может быть назначено наказание в административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательных работ на срок до сорока часов.

Кроме того, статьей 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, совершенным лицом неоднократно, признается нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, более двух раз в течение ста восьмидесяти дней.

Санкция статьи предусматривает уголовное наказание в виде штрафа в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

А.СУПРЯГА,

заместитель межрайонного прокурора.

 

ЗАКОНОДАТЕЛЕМ ОПРЕДЕЛЕН ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС ОБВИНЯЕМОГО, СОТРУДНИЧАЮЩЕГО СО СЛЕДСТВИЕМ, ПО ОТНОШЕНИЮ К СОУЧАСТНИКАМ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Федеральным законом от 30.10.2018 №376-ФЗ Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации дополнен нормами об участии в уголовном процессе лица, в отношении которого уголовное дело выделено в самостоятельное производство в связи с заключением с ним досудебного соглашения о сотрудничестве со следствием.

Новыми нормами закреплен порядок процессуальных действий такого лица по отношению к соучастникам преступления. Определен статус данного лица, порядок его допроса, оглашения показаний в ходе судебного разбирательства.

Указанный участник процесса фактические приравнивается к свидетелю — получает те же права, но с некоторыми изъятиями.

Так, сотрудничающее со следствием лицо не вправе:

— уклоняться от явки по вызовам следователя или в суд (в случае уклонения от явки без уважительных причин оно может быть подвергнуто приводу);

— разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в отношении соучастников преступления, если оно было об этом заранее предупреждено.

Новые законоположения приняты в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 20.07.2016 №17-П и начнут действовать с 11 ноября текущего года.

Д.ПЫХАНОВ,

помощник Сакского межрайонного прокурора, младший советник юстиции.

 

ОТНОСИТЕЛЬНО ПРЕКРАЩЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ИЛИ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В СВЯЗИ С НАЗНАЧЕНИЕМ МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА В ВИДЕ СУДЕБНОГО ШТРАФА

В соответствии с ч. 1 ст. 104.4 Уголовного кодекса Российской Федерации судебным штрафом признается денежное взыскание, которое назначается судом при освобождении лица от уголовной ответственности в случаях, предусмотренных статьей 76.2 УК РФ, а именно, когда лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

Следует отметить, что данная мера уголовно-правового характера была впервые введена Федеральным законом от 03.07.2016 №323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности».

Исходя из обзора судебной практики касаемо прекращения уголовного дела или уголовного преследования в связи с назначением меры наказания в виде судебного штрафа, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2019, следует, что за период действия статей 76.2, 104.4, 104.5 УК РФ институт судебного штрафа подтвердил свою востребованность в правоприменительной практике. В соответствии со статистическими данными Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации судебный штраф в 2017 году был назначен 20639 лицам, в 2018 году — 33329 лицам.

Следует отметить, что при назначении данной меры уголовно-правового характера необходимо уметь отличать судебный штраф от штрафа, как вида наказания, согласно ст. 104.5 УК РФ. Размер судебного штрафа не может превышать половину максимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ либо 250000 рублей, если норма УК РФ не предусматривает штраф в качестве наказания за соответствующее преступление.

Также необходимо учитывать, что размер судебного штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления, имущественного положения лица, освобождаемого от уголовной ответственности и его семьи, а также с учетом возможности получения указанным лицом заработной платы или иного дохода (ст. 104.5 УК РФ).

Часть 1 ст. 25.1 УПК РФ предусматривает, что прекращение уголовного дела (уголовного преследования) по исследуемому основанию возможно по собственной инициативе суда, если при рассмотрении дела он придет к выводу о наличии условий и оснований для этого, либо по результатам рассмотрения ходатайства, поданного следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора.

Таким образом, вопрос о назначении судебного штрафа может быть вынесен на рассмотрение суда фактически двумя способами:

  • суд может самостоятельно усмотреть основания для прекращения уголовного дела в ходе предварительного слушания или судебного разбирательства. Прекращение дела по данному основанию допускается в суде, как первой, так и апелляционной инстанции до удаления суда в совещательную комнату.
  • дело может быть передано в суд непосредственно с ходатайством о прекращении дела и назначении судебного штрафа, т.е. суд изначально будет рассматривать именно вопрос о прекращении уголовного дела;

На стадии судебного разбирательства принять решение о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа суд вправе только после выяснения мнения сторон по данному вопросу.

Д.ПЫХАНОВ,

помощник Сакского межрайонного прокурора, младший советник юстиции.

 

ОТНОСИТЕЛЬНО ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ОТ 03.07.2018 №186-ФЗ И ОТ 27.12.2018 №569-ФЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 58 И 72 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СТАДИИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРА

Порядок зачета времени нахождения под стражей или домашним арестом в сроки наказания дифференцирован в зависимости от совершенного преступления, назначенного судом наказания, вида и режима исправительного учреждения, а также иных юридически значимых обстоятельств.

Определенные периоды содержания лица под стражей не могут быть зачтены в срок наказания с применением соответствующих коэффициентов.

В частности, не подлежат применению коэффициенты кратности, предусмотренные в пунктах «б» и «в» части 31 статьи 72 УК РФ, при решении вопросов о зачете в срок отбывания наказания определенных периодов содержания под стражей на стадии исполнения приговора, вступившего в законную силу. В частности, они не применяются:

— к периоду направления осужденного для отбывания наказания в исправительное учреждение после вступления приговора в законную силу;

— к периоду содержания осужденного под стражей в связи с его задержанием (до 48 часов) по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 30 (злостное уклонение от отбывания обязательных работ), частью 4 статьи 32 (злостное уклонение от уплаты штрафа), частью 4 статьи 46 (уклонение от отбывания наказания в виде исправительных работ), частью 6 статьи 58 (уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы), частью 4 статьи 60.2 (уклонение от  отбывания наказания в виде принудительных работ), частью 6 статьи 75.1 УИК РФ (уклонение от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания — колонии поселения);

— к периоду заключения под стражу осужденных в порядке, предусмотренном в пунктах 18 и 18.1 статьи 397 УПК РФ (указанных выше лиц), а также при отмене условного осуждения к лишению свободы или условно-досрочного освобождения;

— к периоду нахождения осужденных в следственных изоляторах в порядке, предусмотренном статьей 77.1 УИК РФ (привлечение осужденных к лишению свободы к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве), если им не избиралась мера пресечения в виде заключения под стражу. 

Кроме того, законом не предусмотрена возможность применения коэффициента кратности при изменении осужденному вида исправительного учреждения на основании статьи 78 УИК РФ как в сторону улучшения условий отбывания наказания (например, в случае перевода осужденного из исправительной колонии общего режима в колонию-поселение в соответствии с пунктом «в» части 2 статьи 78 УИК РФ), так и в сторону их ужесточения (например, при замене колонии-поселения на колонию общего режима согласно части 41 статьи 78 УИК РФ).

Д.ПЫХАНОВ,

помощник Сакского межрайонного прокурора, младший советник юстиции.

 

ОТНОСИТЕЛЬНО ВНЕСЕНИЙ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»

С 1 января 2020 года приставы смогут оповещать участников исполнительного производства с их согласия посредством СМС.

Федеральным законом от 12 ноября 2019 г. №375-ФЗ внесены изменения в ФЗ «Об исполнительном производстве», расширяющие возможности судебных приставов по взаимодействию со взыскателями и должниками.

С 1 января 2020 года извещения, адресованные гражданину, могут быть направлены на абонентские номера, предоставленные судебным приставам операторами связи. Содержание такого извещения, а также требования к формату повестки, иного извещения в форме электронного документа устанавливаются ФССП России.

Извещения, адресованные организации или ИП, могут направляться по их адресам электронной почты, содержащимся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, либо в единый личный кабинет организации или гражданина, осуществляющего деятельность в качестве ИП, на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

Информирование лица, являющегося стороной исполнительного производства, о ходе принудительного исполнения исполнительного документа, направление постановлений и иных документов судебного пристава-исполнителя может осуществляться через единый личный кабинет на портале госуслуг в порядке, установленном Правительством РФ.

Через Единый портал госуслуг лицо сможет не только получать любые документы и извещения от судебного пристава, но и обжаловать его решения и действия.

Д.ПЫХАНОВ,

помощник Сакского межрайонного прокурора, младший советник юстиции.

 

ОТНОСИТЕЛЬНО ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 258.1 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Повышена уголовная ответственность за незаконную добычу и контрабанду редких животных.

Федеральным законом от 16.10.2019 №340-ФЗ внесены изменения в статью 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, повышающие уголовную ответственность за незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу или охраняемых международными договорами РФ, их частей и дериватов (производных).

Состав преступления дополнен новым квалифицирующим признаком — совершение деяния группой лиц по предварительному сговору. Это позволит привлекать к ответственности группы браконьеров, сговорившихся о совершении преступления.

Законом расширен круг субъектов преступления, исключен такой квалифицирующий признак, как совершение деяния должностным лицом. То есть появится возможность наказывать за противоправные деяния лиц, использующих служебное положение, но не являющихся должностными лицами (например, работников заповедников, заказников, охотничьих хозяйств).

Также увеличены сроки наказания в виде лишения свободы и принудительных работ, что позволит относить соответствующие деяния к преступлениям средней тяжести и тяжким.

Привлечение к более строгой ответственности за указанные преступления станет возможным с 27 октября 2019 года.

Д.ПЫХАНОВ,

помощник Сакского межрайонного прокурора, младший советник юстиции.

 

ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ

Федеральным законом от 28.11.2018 №451-ФЗ внесены изменения в Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации. В числе важных — изменения о лицах уполномоченных осуществлять представительство в судах по гражданским делам.

Так, если ранее согласно ст. 49 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, по общему правилу представителями в суде могли быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела, то с 01 октября 2019 года представителями во всех судах кроме районного и мирового, помимо обладания надлежащим образом оформленных полномочий могут выступать исключительно адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

При этом адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия. Иные оказывающие юридическую помощь лица должны представить суду документы, удостоверяющие их полномочия, а, также документы о своем высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности.

Указанные требования не распространяются на законных представителей, а также руководителей организаций осуществляющих представительство интересов своей организации в суде.

Т.МИЛОСЕРДОВА,

помощник Сакского межрайонного прокурора.

 

ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ

Федеральным законом от 12.11.2019 №374-ФЗ внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Статья 188.1 АПК РФ дополнена 4 частью, согласно которой арбитражный суд направляет копию частного определения в органы дознания или предварительного следствия, если при рассмотрении дела обнаружит в действиях лиц, участвующих в деле, иных участников арбитражного процесса, должностных лиц или иных лиц признаки преступления.

Отсутствие в АПК РФ подобной нормы делало невозможным выполнение задач арбитражного судопроизводства по укреплению законности, предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности  в полном объеме.

Следует отметить, что соответствующие нормы содержатся как в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации, так и в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации.

Изменения вступили в силу с 23.11.2019.

Т.МИЛОСЕРДОВА,

помощник Сакского межрайонного прокурора.

Поделиться

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
wpDiscuz