ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ: ОБ ОХРАНЕ ВОД, ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ИХ ЗАГРЯЗНЕНИЕ, ЗАСОРЕНИЕ И ИСТОЩЕНИЕ |

ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ: ОБ ОХРАНЕ ВОД, ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ИХ ЗАГРЯЗНЕНИЕ, ЗАСОРЕНИЕ И ИСТОЩЕНИЕ

Собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений.

При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

За нарушение правил охраны водных объектов, а также невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, статьями 8.13 и 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных  свойств может быть результатом нарушения не только правил водопользования (например, эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями и устройствами, отключение очистных сооружений и устройств), но и иных правил в области охраны окружающей среды и природопользования (в частности, транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений).

За загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, а равно те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, предусмотрена уголовная ответственность по части 1, 2 статьи 250 Уголовного кодекса Российской Федерации. Наказание за данное преступление предусмотрено до 2-х лет лишения свободы.

Вопрос о признании размера причиненного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству решается с учетом фактических обстоятельств дела, а также экологической ценности утраченной или поврежденной территории, акватории или природного объекта, площади распространения загрязняющих веществ, уровня деградации земель, количества уничтоженных (поврежденных) водных биологических ресурсов, животных (с учетом изменения их генетического фонда или изъятия из естественной природной среды), лесных насаждений, сельскохозяйственных культур.

Также частями 1 и 2 статьи 247 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил транспортировки, хранения, захоронения, использования или иного обращения с веществами и отходами, которые относятся к радиоактивным, бактериологическим или химическим, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека и окружающей среде, а также если повлекли загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных. Указанные деяния наказываются лишением свободы на срок до 5 лет.

З.МАРАДЖАПОВ,

помощник Сакского межрайонного прокурора.

 

О ДОСТУПЕ К ВОДНЫМ ОБЪЕКТАМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

В соответствии со статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

Кроме того, каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Так, исключение из общего правила составляют случаи установления режима обособленного водопользования, когда на основании ч. 2 ст. 38 Водного кодекса Российской Федерации находящиеся в государственной или муниципальной собственности водные объекты или их части были предоставлены для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

Помимо этого, статьей 49 Водного Кодекса предусмотрено, что водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, используются для лечебных и оздоровительных целей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

В соответствии с действующим законодательством санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основании предоставленной в соответствии с законодательством лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Лечебный пляж размещается на обособленном участке территории и предназначается для использования отдельным санаторием, группой санаториев или курортным районом.

Санаторно-курортные организации, действующие на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности, имеют право на ограничение граждан в доступе на лечебные пляжи в случае, если количество отдыхающих превышает минимально допустимые нормы или существует угроза для безопасности жизни и здоровья людей.

Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов.

За несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе ст. 8.12.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, влекущая наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

З.МАРАДЖАПОВ,

помощник Сакского межрайонного прокурора.

 

ОБ УСИЛЕНИИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЕ ДОБЫЧУ И ОБОРОТ ОСОБО ЦЕННЫХ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

16 октября 2019 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон №340-ФЗ «О внесении изменений в статью 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Федеральный закон направлен на усиление ответственности за незаконные добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.

Федеральным законом в санкциях ч.ч. 1-3 статьи 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации увеличиваются сроки наказания в виде принудительных работ и лишения свободы. В связи с чем деяния, предусмотренные этой статьей, отнесены к преступлениям средней тяжести и тяжким преступлениям.

В целях привлечения участников преступной группы к ответственности, федеральным законом ч.3 и ч. 3.1 статьи 258.1 Уголовного кодекса российской Федерации дополнены новым квалифицирующим признаком «совершение преступления группой лиц по предварительному сговору».

Расширяется круг субъектов преступлений, предусмотренных пунктом «а» ч. 2 и ч. 2.1. статьи 258.1 Кодекса, путем замены квалифицирующего признака «совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения» на квалифицирующий признак «совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения». 

Федеральный закон вступил в силу с 27.10.2019.

З.МАРАДЖАПОВ,

помощник Сакского межрайонного прокурора.

Поделиться

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
wpDiscuz