ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ: ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА |

ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ: ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Изменениями, внесенными Федеральным законом от 26.07.2019 №228-ФЗ в статью 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уточнена ответственность депутатов представительных органов местного самоуправления за коррупционные правонарушения.

Предусмотрено, что  к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности:

1) предупреждение;

2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;

3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий;

4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;

5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий (ч.7.3-1 ст.40).

Дополнено, что порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления указанных мер ответственности определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ч.7.3-1 ст.40).

 Согласно изменениям, внесенным  Федеральным  законом от  26.07.2019 №251-ФЗ в ст.12.1 Федерального закона от  25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных ч.1 ст.3 Федерального закона от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, указанное лицо сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ч.4.2 ст.12.1).

А.СУПРЯГА,

заместитель межрайонного прокурора.

 

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Статьей 10 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» конфликт интересов определен как ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей либо осуществление полномочий.

При этом, под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми должностное лицо, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Федеральным законодательством на государственных и муниципальных служащих возложены обязанности по принятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Государственный или муниципальный служащий обязан уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, а представитель нанимателя обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Непринятие государственным служащим и представителем нанимателя (работодателем) государственного служащего мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является коррупционным правонарушением, влекущим в соответствии со статьями 19 и 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» увольнение гражданского служащего с гражданской службы в связи с утратой доверия.

Аналогичные негативные последствия закреплены в ст.ст. 14.1 и 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и для муниципальных служащих.

Т.МИЛОСЕРДОВА,

помощник Сакского межрайонного прокурора.

 

ВЫПОЛНЕННЫЕ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ В ЧАСТИ РАБОТЫ (ОКАЗАННЫЕ УСЛУГИ) В ОТСУТСТВИЕ ЗАКЛЮЧЕННОГО КОНТРАКТА ОПЛАТЕ НЕ ПОДЛЕЖАТ

Прокуратура области обращает внимание государственных и муниципальных заказчиков, руководителей предприятий на последствия выполнения работ (оказание услуг) полностью или частично в отсутствие заключенного контракта («на свой риск»).

Анализ общероссийской и региональной практики показывает распространенность таких случаев.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также пп. 1 и 2 ст. 72 БК РФ государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного и муниципального контракта. Государственные и муниципальные закупки размещаются на конкурсной основе и в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Оказывая услуги без контракта, заключение которого является обязательным в соответствии с нормами названного Закона, подрядчик (исполнитель) не может не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства.

Следовательно, исходя из пункта 4 статьи 1109 ГК РФ не подлежит взысканию плата за фактически оказанные услуги для государственных и муниципальных нужд в отсутствие заключенного государственного или муниципального контракта.

Иной подход допускал бы поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в обход норм Закона о контрактной системе (ст. 10 ГК РФ).

Аналогичная позиция представлена в п. 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015.

Таким образом, обращаем внимание государственных и муниципальных заказчиков, руководителей предприятий, что выполненные полностью или в части работы (оказанные услуги) в отсутствие заключенного контракта оплате не подлежат.

А.СУПРЯГА,

заместитель межрайонного прокурора.

 

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ОТ ИМЕНИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» «за совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством (ст. 13); в случае если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством (ст. 14).

Одной из основных задач в Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 гг., утверждённом Указом Президента РФ от 29.06.2018 №378, является «совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц».

Российским законодательством предусмотрена административная ответственность за совершение коррупционного правонарушения юридическим лицом. Так, ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) устанавливает ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица. Факт совершения физическим лицом в интересах юридического лица деяний, предусмотренных ст. 290, 291, 204, 291.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), становится основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ.

03.08.2018 г. примечание к ст. 19.28 КоАП РФ было дополнено п. 5 следующего содержания: «Юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство».

Такое нововведение особенно важно для выявления и расследования коррупционных правонарушений в организациях, так как данные правонарушения имеют высокую латентность, связанную с тем, что организации стремятся не раскрывать факты корпоративной коррупции.

Кроме того, с 08.01.2019 г. норма данной статьи дополнена условием, что ответственность может наступить и при вознаграждении от имени юридического лица в интересах связанного с ним другого юридического лица.

За совершение указанного административного правонарушения предусмотрен административный штраф на юридических лиц в размере до 3-кратной суммы незаконного вознаграждения, но не менее 1 млн. рублей; за те же деяния, совершенные в крупном размере (свыше 1 млн. рублей) предусмотрен штраф в размере 30-кратной суммы незаконного вознаграждения, но не менее 20 млн. рублей; действия, совершенные в особо крупном размере (свыше 20 млн. рублей) – штраф в размере до 100-кратной суммы незаконного вознаграждения, но не менее 100 млн. рублей.

Срок давности привлечения к административной ответственности, за правонарушения, предусмотренное ст. 19.28 КоАП РФ составляет шесть лет со дня совершения административного правонарушения.

Возбуждение дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.28 КоАП РФ, является исключительной компетенцией прокурора. Иные должностные лица такими полномочиями не наделены.

А.СУПРЯГА,

заместитель межрайонного прокурора.

 

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРА ПРИНЯТЫХ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Государством поступательно осуществляется работа по минимизации коррупционных проявлений во всех сферах общественных правоотношений. Одна из наиболее подверженных таким рискам – осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

С 1 января 2020 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2019 № 917 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» принимать участие в закупках вправе будут юридические лица, которые не совершали правонарушения, предусмотренные статьей 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица). Это одно из единых требований к претендентам согласно законодательству. В настоящее время заказчик самостоятельно проверяет достоверность информации, которую декларирует участник. С 1 января 2020 года сведения о нарушениях заказчику будет передавать оператор электронной площадки.

Информацию о штрафах по статье 19.28 КоАП РФ оператор будет получать из Единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС). Изначально указанные сведения формируются в ЕИС Федеральным казначейством, основываясь на данных Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которые в последующем будут регулярно обновляться посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

А.СУПРЯГА,

заместитель межрайонного прокурора.

 

АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ СТАНДАРТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ НЕЗАВИСИМО ОТ ИХ ОТРАСЛЕВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ИНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

В соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.20108 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации, вне зависимости от формы собственности обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Примерный перечень мер по предупреждению коррупции, принимаемых в организациях определен в пункте 2 статьи 13.3 ФЗ «О противодействии коррупции».

В числе таких возможностей называются: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Во исполнение требований ст.13.3 ФЗ «О противодействии коррупции» и в соответствии с подпунктом «б» п. 25 Указа Президента РФ от 02.04.20136 №309 «О мерах по реализации отдельных положений Министерством труда и социальной защиты РФ разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.

Данные методические рекомендации могут быть использованы организациями при разработке и принятии антикоррупционной политики организации. Текст документа опубликован на сайте http://www.rosmintrud,ru по состоянию на 16.04.2014. в связи с чем, при использовании названных Методических рекомендаций необходимо учесть изменения, внесенные в законодательство о противодействии коррупции после указанной даты.

Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Поскольку ст.13.3 ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает обязанность организации по принятию мер, направленных на предупреждение коррупции, неисполнение такой обязанности влечет ответственность соответственно для физических и юридических лиц согласно статьям 13,14 названого Федерального закона.

А.СУПРЯГА,

заместитель межрайонного прокурора.

 

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОНТРАКТОВ – ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ ИХ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ

Закупки для государственных и муниципальных нужд являются одной из сфер экономики, подверженных коррупциогенным проявлениям в силу вовлечения в него значительных финансовых ресурсов и стремления участников закупочной деятельности обогатиться ими противоправным способом.

В целях противодействия таким проявлениям заказчик устанавливает к участникам закупки единые требования, предусмотренные ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе).

Одним из таких обязательных требований является отсутствие конфликта интересов между участниками закупки и заказчиком (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе).

Указанным законом определено, что под конфликтом интересов понимаются ситуации, при которых должностные лица заказчика, непосредственно участвующие в процессе закупок, состоят в браке либо являются близкими родственниками, усыновителями или усыновленными с:

физическими лицами и ИП – участниками закупки; выгодоприобретателями – физическими лицами, владеющими напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном капитале хозяйственного общества – участника закупки; единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и т. д.); членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества; руководителем учреждения или унитарного предприятия; иными органами управления юридических лиц – участников закупки.

При обнаружении конфликта интересов заказчик обязан отказать в заключении контракта.

Контракт, заключенный при наличии конфликта интересов, является ничтожной сделкой, так как нарушает прямо установленный законодательный запрет и посягает на публичные интересы.

Соблюдение требований законодательства в указанной части при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд позволит избежать негативных последствий в виде судебных расходов, административных штрафов, а также финансовых потерь, связанных с исполнением незаконного контракта.

А.СУПРЯГА,

заместитель межрайонного прокурора.

 

МЕЛКОЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО

Уголовная ответственность за мелкое взяточничество введена Федеральным законом от 3 июля 2016г. N 324-ФЗ. В Уголовный кодекс Российской Федерации была внесена ст. 291.2 «Мелкое взяточничество».

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в действии – передаче должностному лицу лично или через посредника предмета взятки за:

а) за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц;

б) за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействия);

в) за общее покровительство или попустительство по службе;

г) за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия).

Обязательными участниками процесса дачи и получения взятки являются должностные лица. Как отмечается законами, в паре «взяткодатель и взяточник» одним из участников предстает специальный субъект, представляющий власть или выполняющий организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции. Совершенные специальным субъектом противозаконные деяния всегда представляют большую общественную опасность и наказание за них должно быть более строгое.

В статье 291-2 УК РФ законодатель выделил в самостоятельный состав преступления мелкое взяточничество. Мелкое взяточничество отличается от получения или дачи взятки лишь одним объективным обстоятельством – размером взятки. Мелким взяточничество признается в том случае, если сумма взятки не превышает 10 тыс. руб. Во всем остальном объективные и субъективные признаки мелкого взяточничества, получения взятки и дачи взятки являются идентичными.

Частью 2 статьи 292-2 УК РФ предусмотрен квалифицированный состав преступления. Таковым мелкое взяточничество будет в том случае, если оно совершено лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК.

Ответственность за дачу взятки наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки – до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.

В случае, когда должностное лицо отказалось принять взятку, в действиях взяткодателя присутствует состав покушения на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК РФ). Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на дачу взятки одно лишь высказанное лицом намерение дать взятку, если никаких конкретных действий для реализации этого намерения не предпринималось.

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать предмет взятки, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на дачу взятки.

Наиболее характерным примером мелкого взяточничества в судебной практике является дача (получение) взятки сотрудниками ГИБДД за несоставление протокола об административном правонарушении при нарушении правил дорожного движения.

Санкция ч.1 ст.291-2 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного, исправительными работами до 1 года, ограничением свободы до 3-х лет, либо лишением свободы до 1 года. Лица, имеющие судимость за аналогичные преступления, могут быть подвергнуты наказанию до 2-х лет лишения свободы.

Примечанием к данной статье предусматривается возможность освобождения от уголовной ответственности, если лицо, совершившее мелкое взяточничество, активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило о нем в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

А.СУПРЯГА,

заместитель межрайонного прокурора.

 

КАК ПОСТУПАТЬ, ЕСЛИ У ВАС ВЫМОГАЮТ ВЗЯТКУ

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция – злоупотребление служебным положение, дача взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Федеральным законом от 05.10.2015 № 285-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Согласно новой редакции ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на ненадлежащее, объективное и беспрепятственное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом. указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящим с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, кооперативными или иными близкими отношениями.

Наиболее общественно-опасным коррупционным преступлением является вымогательство взятки. В случае, если у Вас вымогают взятку, необходимо: вести себя вежливо, внимательно выслушать и точно запомнить поставленные Вам условия, постараться перенести вопрос о времени передачи взятки до следующей беседы, не брать инициативу в разговоре на себя, позволить потенциальному взяткополучателю выговориться, незамедлительно обратиться с устным или письменным сообщением в правоохранительные органы  по месту Вашего жительства (районные, городские) или в их вышестоящие органы: в органы внутренних дел, государственной безопасности, в прокуратуру, в таможенные органы и иные правоохранительные органы.

Помните, что только своевременное и добровольное заявление о факте вымогательства взятки может избавить Вас от уголовной ответственности и поможет изобличить злоумышленников.

А.СУПРЯГА,

заместитель межрайонного прокурора.

 

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ НЕПОЛНЫХ ИЛИ НЕДОСТОВЕРНЫХ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ИМУЩЕСТВЕ

Федеральным законом от 26.07.2019 №228-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», им введены альтернативные меры ответственности муниципальных депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления за предоставление неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе.

По действующему законодательству в случае обнаружения в декларации муниципального депутата и иных указанных лиц недостоверных или неполных сведений о своих доходах или доходах своей семьи ему грозит безальтернативное наказание – досрочное прекращение полномочий.

По новому закону в случае предоставления ими недостоверных и неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, ему может быть объявлено предупреждение.

За более серьезные нарушения, законодателем предусмотрен ряд иных мер ответственности: освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий; запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.

Законом определено, что порядок принятия решения о применении к депутатам и иным перечисленным выше лицам мер ответственности указанных в законе, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта российской Федерации.

Изменения вступили в силу с 6 августа 2019 года.

А.СУПРЯГА,

заместитель межрайонного прокурора.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ОТ ИМЕНИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

С 08.01.2019 вступил в силу Федеральный закон №570-ФЗ, которым внесены изменения в статью 19.28 КоАП РФ («Незаконное вознаграждение юридического лица»).

Согласно поправкам, юридическое лицо подлежит административной ответственности не только в случаях, когда незаконные передача, предложение или обещание вознаграждения осуществляются в интересах этого юридического лица, но и в случаях, когда названные действия совершаются в интересах другого связанного с ним юридического лица.

Кроме того, в отношении юридических лиц предусматривается административная ответственность в случае, если незаконное вознаграждение передается, предлагается или обещается по поручению должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранного должностного лица либо должностного лица публичной международной организации иному физическому, либо юридическому лицу.

Указанные действия влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумах, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

А.СУПРЯГА,

заместитель межрайонного прокурора.

 

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность человека может повлиять на процесс принятия решения и, таким образом, принести ущерб интересам личности, общества либо государства. Национальное законодательство и нормативные документы требуют урегулировать конфликт интересов.

Наибольшее значение для общества имеет проблема возникновения конфликта интересов у государственных служащих. Федеральный закон №273 «О противодействии коррупции» (от 25.12.2008). В соответствии во ст. 10 указанного ФЗ конфликт интересов — это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения государственным гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для себя или лиц близкого родства или свойства, а также для граждан или организаций, с которыми государственный гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Существует два вида конфликта интересов. Организационный и личный.

Организационный конфликт интересов возникает в случае, когда организация предоставляет услуги заказчику и в силу иных видов деятельности или взаимоотношений эта организация не в состоянии оказывать услуги беспристрастно, её объективность при выполнении возложенных на неё функций нарушается или может быть нарушена либо у этой организации появляются слишком большие конкурентные преимущества. Личный конфликт интересов — это ситуация, когда частные интересы человека — такие как профессиональные связи вне организации или личные финансовые активы вступают в реальное или мнимое противоречие с выполнением имеющихся служебных обязанностей.

Как показывает практика, в основе любого коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления и обладающих в связи с предоставленными им государством полномочиями соответствующим влиянием, которое может быть использовано ими в личных интересах, в том числе вопреки интересам государства.

Основой правового регулирования конфликта интересов в любой сфере правоотношений является установление обязанности принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

В связи с этим стоящие перед органами прокуратуры задачи по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в части урегулирования конфликта интересов на государственной службе представляют особую актуальность.

М.КОЛГАНОВ,

старший помощник прокурора.

 

УВОЛЬНЕНИЕ В СВЯЗИ С УТРАТОЙ ДОВЕРИЯ

За невыполнение работником требований, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя в связи с утратой доверия по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях:

1) непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

2) непредставления либо представления неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (своих, супруга (супруги), несовершеннолетних детей).

Категории работников, увольнение которых возможно по указанным основаниям также определены названным Федеральным законом.

Кроме того, трудовой договор с работниками, занимающими определенные должности, может быть расторгнут по инициативе работодателя в соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, если они (их супруги, несовершеннолетние дети):

— имеют счета (вклады) в иностранных банках, расположенных за пределами России;

— хранят наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации;

— владеют и (или) пользуются иностранными финансовыми инструментами.

С 01.01.2018 сведения о лицах, уволенных в связи с утратой доверия по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, подлежат включению в специальный реестр (ч. 7 ст. 81 ТК РФ, ст. ст. 13.2, 15 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ). Он размещен в открытом доступе на портале госслужбы в соответствующем разделе (http://gossluzhba.gov.ru/reestr).

М.КОЛГАНОВ,

старший помощник прокурора.

Поделиться

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
wpDiscuz

Videos

Error type: "Forbidden". Error message: "The request cannot be completed because you have exceeded your quota." Domain: "youtube.quota". Reason: "quotaExceeded".

Did you added your own Google API key? Look at the help.

Check in YouTube if the id UCQo50MN7D-7MPjxKx8G3XQw belongs to a playlist. Check the FAQ of the plugin or send error messages to support.