ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ: О ЗАЩИТЕ ПРАВ ИНВАЛИДОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ: О ЗАЩИТЕ ПРАВ ИНВАЛИДОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

 

Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию как: «социальное государство, в котором вся политика направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие каждого человека».

Статья 39 Конституции РФ: «каждому гарантируется социальное обеспечение не только по возрасту, но и в случае болезни, потери кормильца, инвалидности, и в иных случаях, которые установлены действующим российским законодательством».

Защита социально-уязвимой категории граждан регулируются, в первую очередь, такими нормативными правовыми актами, как Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 28.12.2013 №442-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 28.12.2013 №442-ФЗ «О государственной социальной помощи» и другими.

Надзорная деятельность прокуроров направлена на выявление нарушений при создании условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, доступности инвалидов к информации, обеспечение медицинскими услугами и лекарственными средствами, восстановление жилищных, трудовых прав, соблюдение прав на пенсионное обеспечение и мер социальной поддержки, а также на общественное взаимодействие в целях профилактики нарушений.

Анализируя практику прокурорского надзора в данной сфере, можно сделать вывод о том, что основная часть нарушений связана с неисполнением требований законодательства по созданию беспрепятственной среды жизнедеятельности для инвалидов, в том числе необеспечением доступа инвалидов и маломобильных граждан к объектам инфраструктуры.

В частности, внимание прокуроров обращается на соблюдение требований по обеспечению беспрепятственного доступа к подъездам многоквартирных домов для проживающих в них инвалидов, передвигающихся на колясках.

Таким образом, государство приняло на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения. Эта конституционная обязанность государства состоит в создании условий для их реализации и защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод входят в функции всех органов государственной власти и местного самоуправления. Все ветви власти должны направлять усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не оставались декларацией, а реально были бы предоставлены и защищены.

С.КОЛГАНОВ,

заместитель Сакского межрайонного прокурора, младший советник юстиции.

 

В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

В ходе надзорной деятельности выявляются нарушения и возбуждаются дела об административных правонарушениях по фактам нарушения требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов (ст. 5.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов (ст. 11.24 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закона о социальной защите инвалидов) социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с частью 9 статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Статьёй 5.43 Кодекса об административных правонарушениях Российский Федерации (КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства, предусматривающего выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов.

К административной ответственности виновные лица могут быть привлечены за совершение следующих правонарушений: 1) невыполнение обязанности по выделению мест для специальных автотранспортных средств инвалидов, в порядке, установленном законодательством; 2) использование этих мест не по назначению, т.е. для других автотранспортных средств; 3) предоставление инвалидам мест для их специальных автотранспортных средств за плату.

Таким образом, фактическое выделение таких парковочных мест на стоянке, а также их обозначение в соответствии с действующим законодательством является необходимым требованием для соблюдения прав маломобильных граждан в указанной сфере.

С.КОЛГАНОВ,

заместитель Сакского межрайонного прокурора, младший советник юстиции.

 

В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

В соответствии со ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организаций независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного пользования средствами связи и информации, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации.

Например, в соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, а также органы местного самоуправления создают официальные сайты посредством использования сети «Интернет», во-первых, для размещения информации о своей деятельности, а, во-вторых, для указания адресов электронной почты. В случае, если пользователем информации на адрес официальной электронной почты направляется запрос, то путем использование сети «Интернет», им должна быть получена запрашиваемая информация.

Таким образом, с целью обеспечения права на доступ к информации неограниченного круга лиц, в том числе, граждан с ограниченным зрением официальные сайты органов государственной власти и органов местного самоуправления должны быть приспособлены для предоставления информации.

С.КОЛГАНОВ,

заместитель Сакского межрайонного прокурора, младший советник юстиции.

 

В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь — это комплекс мероприятий, который направлен на поддержание, восстановление здоровья и включает в себя предоставление медицинских услуг.

На основании Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» квалифицированная медицинская помощь инвалидам осуществляется бесплатно и на льготных условиях, в том числе включая лекарственное обеспечение

С целью обеспечения реализации конституционных прав граждан государством созданы правовые, социальные, экономические и иные условия, которые призваны обеспечивать полноценную и достойную жизнь человека.

Предметом прокурорского надзора в указанной сфере является соблюдение установленных Конституцией Российской Федерации и законами прав граждан на медицинскую помощь субъектами, которые выступают ответственными за ее оказание.

Вместе с тем, на постоянной основе осуществляется контроль по вопросу обеспеченности граждан лекарственными препаратами при оказании медицинской помощи в отделениях стационара, проверяются факты приобретения гражданами необходимых им лекарственных средств и медицинских изделий.

Таким образом, наиболее важными в сфере охраны здоровья граждан является осуществление надзора по обеспечению доступности медицинских услуг, оказание качественной медицинской помощи.

С.КОЛГАНОВ,

заместитель Сакского межрайонного прокурора, младший советник юстиции.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ ГАРАНТИРОВАНА ГОСУДАРСТВОМ

В соответствии с частью 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и  сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми  сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, распространяются на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места (ст.9 Конвенции «О правах инвалидов»).

А.СУПРЯГА,

заместитель межрайонного прокурора.

 

ОТНОСИТЕЛЬНО ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВИЛА ПРИЗНАНИЯ ЛИЦА ИНВАЛИДОМ

Упрощена процедура освидетельствования граждан для установления инвалидности

Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2019 года №607 внесены изменения в Правила признания лица инвалидом, упрощающие процедуру медицинского освидетельствования для установления инвалидности.

Согласно поправкам, направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ) подлежит передаче в бюро МСЭ в электронном виде с использованием информационных систем без участия гражданина, а при отсутствии доступа к таким системам — на бумажном носителе. Направление самого гражданин на МСЭ возможно только с его письменного согласия либо его законного или уполномоченного представителя.

Сведения о результатах МСЭ также должны передаваться в электронном виде.

С 1 октября 2019 года через Единый портал госуслуг граждане либо их законные или уполномоченные представители смогут:

— подать заявление о проведении МСЭ;

— получить копии акта и протокола проведения МСЭ;

— обжаловать решение бюро МСЭ.

Поправками предусмотрена возможность проведения МСЭ в исправительном учреждении.

Формирование и передача документов на МСЭ должны осуществляться с соблюдением требований законодательства о персональных данных и врачебной тайны.

Новый правовой документ Правительства России начал действовать со дня его официального опубликования – 21 мая 2019 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие — 1 октября 2019 года.

Д.ПЫХАНОВ,

помощник Сакского межрайонного прокурора, младший советник юстиции.

 

ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК «ИНВАЛИД»

Опознавательный знак «Инвалид» необходим для подтверждения права на бесплатную парковку транспортных средств, управляемых инвалидами I, II и III групп либо перевозящих инвалидов (детей-инвалидов).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.07.2018 №443н утвержден Порядок выдачи опознавательного знака «Инвалид» для индивидуального использования.

Оформление данного знака осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы по месту жительства, пребывания или фактического проживания инвалида, на основании поданного им или его уполномоченным представителем заявления.

В заявлении указываются: наименование органа, в который оно подается, фамилию, имя и отчество инвалида, его СНИЛС, адрес места жительства и реквизиты документа, удостоверяющего личность. Помимо указанных документов одновременно с заявлением представляется справка, подтверждающая факт установления инвалидности.

Опознавательный знак оформляется в течение месяца с момента обращения. В случае утраты (порчи) знака можно получить его дубликат.

Т.МИЛОСЕРДОВА,

помощник Сакского межрайонного прокурора.

 

РАСШИРЕН ПЕРЕЧЕНЬ

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.09.2019 №728н «О внесении изменения в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2012 №991н» расширен перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим психическими расстройствами, право на дополнительную жилую площадь.

В данный перечень заболеваний, включающий в себя хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, включены детский и атипичный аутизм.

Согласно международной классификации болезней, приведенные заболевания имеют соответствующие коды (МКБ-10 F84.0, F84.1).

Документ начал действовать с 18.10.2019.

Т.МИЛОСЕРДОВА,

помощник Сакского межрайонного прокурора.

Поделиться

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
wpDiscuz