ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ |

ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Это вид юридической ответственности, наиболее часто имеющий место в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется КоАП РФ и экологическим законодательством. Административным правонарушениям в области охраны окружающей природной среды и ответственности за их совершение посвящена специальная глава (гл. 7) Кодекса об административных правонарушениях.

Административная ответственность, в отличие от дисциплинарной, наступает не только для должностных лиц и граждан, но и для юридических лиц.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает за совершение административных правонарушений следующие виды административных взысканий:

  1. предупреждение;
  2. штраф;
  3. возмездное изъятие предмета, явившего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
  4. конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
  5. лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);
  6. исправительные работы;
  7. административный арест.

При этом предусмотрено (ст. 25 Кодекса), что возмездное изъятие и конфискация предметов, имеющих важное значение в сфере охраны окружающей природной среды, особенно дикой фауны, могут применяться в качестве основных и дополнительных административных взысканий, тогда как другие административные взыскания могут применяться только в качестве основных.

За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. При наложении административного взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

В Законе «Об охране окружающей среды» предусмотрены следующие виды экологических правонарушений, влекущих административную ответственность:

  1. несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды;
  2. невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, а также в предоставлении заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений;
  3. нарушение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений, технологических линий и иных объектов;
  4. загрязнение окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;
  5. порча, повреждение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;
  6. нарушение установленного порядка или правил добывания, сбора, заготовки, продажи, скупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза и вывоза за границу объектов растительного и животного мира, их продуктов, а также ботанических, зоологических и минералогических коллекций;
  7. невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;
  8. неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль;
  9. нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов;
  10. несоблюдение экологических требований при использовании в народном хозяйстве и захоронении радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ;
  11. превышение установленных уровней радиационного воздействия и др.

Одной из наиболее распространенных мер административной ответственности за экологические правонарушения является штраф. Конкретный размер полагаемого штрафа зависит не только от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда, но определяется также полномочиями, предоставленными соответствующему органу, налагающему штраф.

Штрафы за административные экологические правонарушения налагаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, регулирования использования природных ресурсов в соответствии с их компетенцией. Правом применения этих мер наделены специальные комиссии при исполнительных органах власти, органы внутренних дел, должностные лица контрольно-надзорных органов. Меры административной ответственности применяются без обращения в суд и по упрощенной процедуре. Штрафные санкции наиболее четко и активно применяются за нарушение водного законодательства.

Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов. Как обычно, постановление о наложении штрафа в административном порядке может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Уплата штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного правонарушением вреда.

Привлечение к ответственности в виде штрафа, независимо от его суммы, не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещения вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с Законом на специальные счета внебюджетных экологических фондов.

А.СЕЙТ-АРИФ,

помощник Сакского межрайонного прокурора.

 

РЕЦИДИВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

В соответствии с действующим уголовным законом рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление.

Однако не все предыдущие судимости образуют рецидив преступлений.

Согласно ст. 18 Уголовного кодекса Российской Федерации, при признании рецидива преступлений не учитываются:

судимости за умышленные преступления небольшой тяжести (максимальный размер наказания за такие преступления не превышает 3 лет лишения свободы);

судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до 18 лет;

судимости за преступления, осуждение за которые признавалось условным либо по которым предоставлялась отсрочка исполнения приговора, если условное осуждение или отсрочка исполнения приговора не отменялись и лицо не направлялось для отбывания наказания в места лишения свободы до момента вынесения судом нового приговора;

судимости, снятые или погашенные в порядке, установленном Уголовным кодексом Российской Федерации (для каждой категории преступлений предусмотрен период погашения судимости: например, за совершение тяжкого преступления (к примеру, ч. 2 ст. 228 УК РФ — незаконное хранение наркотиков в крупном размере) судимость погашается по истечении 8 лет после освобождения из мест лишения свободы, а за совершение особо тяжкого преступления (например, убийство) — по истечении 10 лет).

Законодательно разграничиваются несколько видов рецидивов преступлений: «простой», опасный и особо опасный.

Рецидив преступлений признается опасным в случаях, когда лицо совершает тяжкое преступление, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два или более раза было осуждено за умышленное преступление средней тяжести к лишению свободы или ранее осуждалось за тяжкое или особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы.

Особо опасный рецидив имеет место в случае совершения лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два раза было осуждено за тяжкое преступление к реальному лишению свободы или при совершении лицом особо тяжкого преступления, если ранее оно два раза было осуждено за тяжкое преступление или ранее осуждалось за особо тяжкое преступление.

Рецидив преступлений влечет за собой определенные неблагоприятные последствия, особенно, если он является опасным или особо опасным.

Во-первых, рецидив преступлений в обязательном порядке признается обстоятельством, отягчающим наказание, влекущим назначение более строгого наказания. Так, если ранее судимый подсудимый совершил преступление, за которое предусмотрены несколько видов наказания (штраф, обязательные работы, лишение свободы), то ему должно быть назначено самое строгое из них (лишение свободы).

При этом размер лишения свободы при рецидиве преступлений не может быть менее 1/3 части максимального срока наказания, предусмотренного за это преступление. Например, если санкцией уголовной статьи за преступление предусмотрено до 3 лет лишения свободы, то подсудимому должно быть назначено не менее 1 года лишения свободы (1/3 от 3 лет = 1 год).

Во-вторых, если в действиях виновного имеется опасный или особо опасный рецидив преступлений, то к нему не может быть применено условное осуждение.

При этом к таким лицам применяется более строгий режим исправительного учреждения, куда осужденный направляется для отбывания наказания. Так, при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений лица, ранее отбывавшие лишение свободы, подлежат направлению в исправительную колонию строгого режима. При особо опасном рецидиве преступлений назначается колония особого режима.

А.СЕЙТ-АРИФ,

помощник Сакского межрайонного прокурора.

 

СУДЕБНЫЙ ШТРАФ КАК МЕРА УГОЛОВНО ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

Штраф, являющийся одним из видов наказаний в соответствии со ст. 43-44 УК РФ, следует отличать от судебного штрафа, являющегося мерой уголовно-правой ответственности, что предусмотрено ст. 104.4 УК РФ. В перовом случае штраф является наказанием, то есть видом уголовной ответственности и мерой государственного принуждения по приговору суда, во-втором случае, судебный штраф представляется денежным взысканием, назначаемым судом при освобождении лица от уголовной ответственности, который не может превышать половину максимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ, а в случае, если штраф не предусмотрен соответствующей статьей, размер судебного штрафа ограничен суммой в 250 000 рублей.

Законодателем установлены критерии лояльности, к лицам которым может быть назначен судебный штраф, перечень данных критериев выглядит следующим образом:

— совершение преступления впервые небольшой или средней тяжести.

Преступления небольшой тяжести, включают в себя неосторожные и умышленные деяния, максимальное наказание за совершение которых не превышает трех лет лишения свободы.

Преступления средней тяжести, включают в себя умышленные деяния, максимальное наказание за совершение которых не превышает пяти лет и неосторожные деяния наказание за совершение которых не превышает трех лет лишения свободы.

Возмещение подсудимым или лицом, находящимся под следствием вреда потерпевшему. При этом способы заглаживания вреда, а также размер его возмещения определяются потерпевшим.

На стадии предварительного расследования следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора выносит постановление о возбуждении перед судом ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, если в ходе предварительного расследования будет установлено, что имеются предусмотренные снования.

В ходе судебного производства по делу, суд вправе по собственной инициативе прекратить дело и назначить судебный штраф, если установит наличие вышеперечисленных оснований, установленных ст. 25.1 УПК РФ.

При указанных условиях, для прекращения производства по делу и применения судебного штрафа, основной задачей стороны защиты является своевременное проведение процессуальных мероприятий, направленных на убеждение следствия в квалификации деяния таким образом, чтоб оно подпадало под вышеуказанные условия.

Назначение меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, является не реабилитирующим основанием для прекращения дела, что фактически означает необходимость признания вины лицом, к которому данная мера применяется, что соответственно обеспечивает процессуальную экономию для следствия и суда.

В настоящее время судебная практика по назначению меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа пока еще только формируется, однако у нашего адвокатского бюро уже есть ряд дел (в том числе и по делам, возбужденным в связи со смертью потерпевшего), в рамках которых данная мера была применена и нашим клиентам удалось избежать уголовного наказания.  Как показывает наша практика, органы следствия и суды позитивно отнеслись к нововведениям и охотно идут на встречу стороне защиты, если своевременно и адекватно налажен диалог с потерпевшим или его представителями.

А.СЕЙТ-АРИФ,

помощник Сакского межрайонного прокурора.

Поделиться

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
wpDiscuz