ПРОКУРАТУРА ИНФОРМИРУЕТ О ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ |

ПРОКУРАТУРА ИНФОРМИРУЕТ О ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ

Федеральный закон от 6 марта 2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Под термином «терроризм» понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанных с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Определения терроризма также содержатся в международных конвенциях, ратифицированных Российской Федерацией, и российском законодательстве. Так, Европейская конвенция о борьбе с терроризмом от 27 января 1977г. к терроризму относит: а) правонарушения, связанные с преступным захватом летательных аппаратов; б) правонарушения, направленные против безопасности гражданской авиации; в) тяжелые правонарушения, заключающиеся в покушении на жизнь, телесную целостность или свободу людей, имеющих право международной защиты, включая дипломатических представителей; г) правонарушения, содержащие захват заложников или незаконное лишение свободы; д) правонарушения, содержащие использование бомб, гранат, ракет, автоматического огнестрельного оружия, бандеролей или посылок с опасными вложениями, соразмерно с тем, насколько подобное использование представляет опасность для людей; е) попытку совершения одного из вышеуказанных правонарушений или участие в качестве сообщника лица, которое совершает или пытается совершить подобное правонарушение

Международное сотрудничество является необходимым условием обеспечения эффективности противодействия терроризму и осуществляется на основе и при строгом соблюдении принципов и норм международного права, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статьей 205.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее- УК РФ) установлена уголовная ответственность за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма. Под публичными призывами к осуществлению террористической деятельности следует понимать выраженные в любой форме (например, в устной, письменной, с использованием технических средств) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению террористической деятельности, то есть к совершению преступлений, предусмотренных статьями 205-206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360, 361 данного УК РФ; согласно примечанию 1 к ст. 205.2 УК РФ, публичное оправдание терроризма выражается в публичном заявлении о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании.

С.КОЛГАНОВ,

заместитель Сакского межрайонного прокурора, младший советник юстиции.

 

ЗА ЭКСТРЕМИЗМ НАКАЖУТ ЕЩЕ СТРОЖЕ

Целью поправок Федерального закона от 3 февраля 2014 г. N 5-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации является усиление уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности. Установлен минимальный штраф за публичные призывы к экстремистской деятельности в сумме 100 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода) виновного за период от 1 года. Верхний предел не изменился — 300 тыс. руб. и 2 года соответственно. Максимальный срок лишения свободы за данное преступление увеличен с 3 до 4 лет. Вдвое больше (4 года вместо 2) стал максимальный срок принудительных работ, назначаемых за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Со 100 тыс. до 300 тыс. руб. поднят минимальный штраф за те же деяния, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, лицом с использованием своего служебного положения, организованной группой. Вместо этой суммы могут назначить минимальный штраф в размере доходов осужденного за 2 года (ранее — за 1). Более строгая ответственность установлена и за такие преступления, как организация экстремистского сообщества, организация деятельности экстремистской организации. Напр., за создание экстремистского сообщества предусмотрен штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб. (прежде закреплялся только верхний предел — 200 тыс. руб.) или в размере дохода, осужденного за период от 18 мес. до 3 лет (ранее — до 18 месяцев). Максимальный срок принудительных работ за данное деяние увеличен с 4 до 5 лет. Лишения свободы — с 4 до 6 лет. За участие в таком сообществе — штраф до 100 тыс. руб. (до этого — до 40 тыс. руб.) или в размере дохода осужденного за период до 1 года (а не до 3 месяцев). Максимальный срок принудительных работ за такое преступление вырос с 2 до 5 лет. Лишения свободы — с 4 до 7 лет. Ограничения свободы — с 1 года до 2 лет. Некоторые из этих преступлений ранее относились к категории небольшой тяжести. Это ограничивало возможности правоохранительных органов (нельзя было прослушивать телефон, небольшой срок давности и пр.). В связи с ужесточением наказания они переведены в категорию средней тяжести.

А.СУПРЯГА,

заместитель межрайонного прокурора.

 

В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗАВЕДОМО ЛОЖНЫХ СООБЩЕНИЙ ОБ АКТЕ ТЕРРОРИЗМА

Статьей 207 Уголовного кодекса РФ, предусмотрена уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Такое сообщение может быть выражено в любой форме (устно, письменно, с помощью средств связи; как анонимно, так и с указанием автора) и направлено любому адресату (органам власти, руководителям предприятий, учреждений, организаций, а также отдельным гражданам).

Материальный ущерб, состоящий из затрат правоохранительных органов на проверку сообщения об акте терроризма; упущенная выгода организаций в результате приостановления их деятельности по причине угрозы террористического акта, взыскиваются с лица, совершившего такое преступление.

Кроме того, под угрозу ставятся права и интересы граждан, юридических лиц (ложное сообщение об акте терроризма может нарушить привычный порядок деятельности указанных лиц со всеми вытекающими из этого последствиями); жизнь и здоровье человека (например, в результате паники, создавшейся по причине ложного сообщения об акте терроризма, может быть нанесен как психологический, так и физический вред здоровью людей).

К заведомо ложным сообщениям об акте терроризма относятся сообщения о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. При этом лицо осознает, что сообщает ложные сведения об акте терроризма, а также общественную опасность содеянного и желает этого.

Общественная опасность данного преступления состоит в попытке нарушить нормальную деятельность предприятий, учреждений, транспорта, правоохранительных органов, отвлечение сил и средств на проверку ложных сообщений. Совершение такого преступления может повлечь за собой массовую эвакуацию граждан, остановку деятельности жизненно важных объектов социальной инфраструктуры, нарушение законных прав других лиц.

По поступающим подобного рода угрозам правоохранительными органами проводятся соответствующие проверки, принимаются неотложные меры по поиску взрывных устройств и недопущению возможных негативных последствий, что требует определенных затрат, проведения комплекса следственных действий, оперативно — розыскных и иных мероприятий.

Таким образом, необходимо знать, что заведомо ложное сообщение об акте терроризма является уголовно наказуемым преступлением.

С.КОЛГАНОВ,

заместитель Сакского межрайонного прокурора, младший советник юстиции.

 

В СФЕРЕ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЁННОСТИ ГОСТИНИЦ

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2017 №447 утверждены Требования к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения.

Данным постановлением утверждены требования к антитеррористической защищённости гостиниц и других средств размещения и форма паспорта безопасности таких объектов. Требованиями устанавливается комплекс мер, направленных на обеспечение антитеррористической защищённости недвижимого имущества и комплексов недвижимого имущества туристской индустрии, предназначенных для оказания гостиничных услуг.

К мерам по обеспечению антитеррористической защищённости относятся вопросы категорирования гостиниц и других средств размещения, их инженерно-технической укреплённости, контроля за выполнением установленных требований и разработки паспорта безопасности этих объектов.

Антитеррористическая защищенность гостиницы независимо от установленной категории опасности обеспечивается путем:

  1. проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности гостиницы, которые включают в себя:

— разработку организационно-распорядительных документов по организации охраны, пропускного режима на территории гостиницы;

— определение должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защищенность гостиницы и ее потенциально опасных участков (критических элементов);

— обеспечение подготовки работников гостиницы к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на территории гостиницы;

— организацию взаимодействия с территориальным органом безопасности, территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по месту нахождения гостиницы;

  1. проведения мониторинга обстановки, складывающейся в районе расположения гостиницы;
  2. оборудования гостиницы необходимыми инженерно-техническими средствами охраны;
  3. применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности гостиницы;
  4. осуществления контроля за соблюдением лицами, находящимися на территории гостиницы, требований к обеспечению антитеррористической защищенности гостиницы;
  5. осуществления мероприятий по защите информации;
  6. оперативного оповещения и проведения эвакуации посетителей, персонала и должностных лиц гостиницы в случае угрозы совершения или совершения террористического акта на территории гостиницы;
  7. проведения мероприятий по минимизации возможных последствий совершения террористического акта на территории гостиницы и ликвидации угрозы совершения террористического акта на территории гостиницы;
  8. своевременного информирования территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения гостиницы об угрозе совершения или о совершении террористического акта на территории гостиницы.

Таким образом, согласно Постановлению Правительства РФ от 14.04.2017 №447, организация и осуществление контроля за выполнением требований в гостиницах возлагаются на ответственных лиц.

С.КОЛГАНОВ,

заместитель Сакского межрайонного прокурора, младший советник юстиции.

 

В СФЕРЕ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

19 сентября 2019 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 05.09.2019 №1165 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций и формы паспорта безопасности объектов (территорий) религиозных организаций».

Указанные требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций.

Обязанность по выполнению указанных мероприятий возлагается на руководителя религиозной организации (лица, имеющего право действовать без доверенности от имени религиозной организации), являющейся собственником объекта (территории) или использующей его на ином законном основании.

В целях установления требований к антитеррористической защищенности зданий и территорий объектов религиозного назначения решением руководителя религиозной организации — владельца категорируемого объекта (территории) создается комиссия.

Перечень объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих антитеррористической защите, формируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на основании сведений, полученных от религиозных организаций. На каждый объект (территорию), которому присвоена категория, в течение 30 дней после подписания акта обследования разрабатывается паспорт безопасности, который подлежит согласованию с руководителями территориального органа безопасности, органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и уполномоченного органа по месту нахождения объекта. Утверждается паспорт руководителем религиозной организации.

Контроль за выполнением настоящих требований осуществляется уполномоченным органом в форме плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) и заключается в проверке выполнения требований нормативных документов по вопросам антитеррористической защищенности объектов (территорий), а также выполнения предписаний должностных лиц уполномоченного органа об устранении выявленных нарушений настоящих требований.

Таким образом, нормативным актом регламентируются пошаговые действия, направленные на повышение уровня антитеррористической защищенности указанных объектов, а также установлена типовая форма паспорта безопасности объектов.

С.КОЛГАНОВ,

заместитель Сакского межрайонного прокурора.

 

ТРЕБОВАНИЯ К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ТОРГОВЫХ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 г. № 1273 утверждены новые требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории).

Данные требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), а также порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности торговых объектов, включая вопросы их инженерно-технической укрепленности, категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности.

Под торговым объектом (территорией) понимаются земельный участок, комплекс технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельное здание или часть здания, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов, или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов на ином законном основании.

Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта РФ и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, по согласованию с территориальным органом безопасности, Росгвардии и МЧС России.

В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и масштаба возможных последствий совершения на них террористического акта устанавливаются первая, вторая и третья категории торговых объектов (территорий).

На каждый торговый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности, представляющий собой информационно-справочный документ постоянного действия, отражающий состояние антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) и содержащий перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на торговом объекте (территории).

По решению правообладателя торгового объекта (территории) в соответствии с актом обследования и категорирования торгового объекта разрабатывается перечень мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности с учетом степени его потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования.

Срок завершения указанных мероприятий, включая оборудование торгового объекта (территории) инженерно-техническими средствами охраны, не может превышать 2 лет со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта.

Постановление вступило в силу 31 октября 2017 года.

А.СУПРЯГА,

заместитель межрайонного прокурора.

 

РАЗЪЯСНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 06.03.2013 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» терроризмом признается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

При этом осуществление террористической деятельности является одной из составляющих экстремизма, к которому также относятся насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от данных признаков; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения, а также иная подобная деятельность.

Запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205-206, 208, 277-280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

За преступления террористической направленности предусмотрены наказания в виде лишения свободы вплоть до пожизненного заключения.

Также в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений и организаций, цели и действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Экстремистской деятельностью (экстремизмом) являются: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 УК РФ; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо сходных с нацистской; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им деяний, указанных в настоящей статье; организация, подготовка и финансирование таких деяний, а также подстрекательство к их осуществлению либо содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Федеральный закон от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определено понятие экстремистской организации – это общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным указанным Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Частью 6 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов.

И.СУПРЯГА,

заместитель межрайонного прокурора.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКСТРЕМИЗМ

Согласно наиболее общим представлениям экстремизм – это форма выражения ненависти и вражды, направленная в адрес определенного человека или группы людей.

Нормативное определение экстремизма закреплено в ст.1 Федерального закона №114-ФЗ от 25.07.2002 «О противодействии экстремисткой деятельности», согласно которой экстремистская деятельность (экстремизм) представляет собой:

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
  • совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
  • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
  • организацию и подготовку указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Согласно ст.15 Федерального закона «О противодействии экстремисткой деятельности» за осуществление экстремистской деятельности предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность.

В соответствие со ст. 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

Статьей 280 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность в виде штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительных работ на срок до трех лет, либо ареста на срок от четырех до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

Также статьей 282 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

Указанные действия наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

А.СУПРЯГА,

заместитель межрайонного прокурора.

 

В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Федеральным законом от 25 июля 2002г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определены правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, а также предусмотрена ответственность за осуществление такой деятельности в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации.

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.

За нарушение требований Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» в отношении объединений может быть вынесено решение о приостановлении деятельности.

Статья 20.28 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации устанавливает меры административной ответственности за организацию деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности.

Прядок приостановления деятельности общественного или религиозного объединения установлен ст. 10 Федерального закона от «О противодействии экстремистской деятельности». Положениями этой статьи установлено, что в случае осуществления общественным или религиозным объединением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие должностное лицо или орган с момента их обращения в суд по основаниям, предусмотренным ст. 9 Закона №114-ФЗ, с заявлением о ликвидации общественного или религиозного объединения либо запрете его деятельности вправе своим решением приостановить деятельность общественного или религиозного объединения до рассмотрения судом указанного заявления.

Решение о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

Если суд не удовлетворит заявление о ликвидации общественного или религиозного объединения либо запрете его деятельности, данное объединение возобновляет свою деятельность после вступления решения суда в законную силу.

С.КОЛГАНОВ,

заместитель Сакского межрайонного прокурора, младший советник юстиции.

 

ОТНОСИТЕЛЬНО УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ НЕЗАКОННОГО ВООРУЖЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ИЛИ УЧАСТИЕ В НЕМ

В соответствии ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, на создание вооруженных формирований.

При этом, организация незаконного вооруженного формирования для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» являются террористической деятельностью.

Учитывая общественную опасность незаконных вооруженных формирований, являющихся одним из источников терроризма, деятельность которых может быть направлена на достижение политических, национальных, религиозных и других целей, противоречащих интересам Российской Федерации, ч. 1 ст. 208 Уголовного кодекса Российской федерации предусматривает ответственность за создание вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного федеральным законом, а равно руководство таким формированием или его финансирование в виде лишения свободы на срок от десяти до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

При этом, в соответствии с п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2012 №1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» под незаконным вооруженным формированием следует понимать не предусмотренные федеральным законом объединение, отряд, дружину или иную вооруженную группу, созданные для реализации определенных целей (например, для совершения террористических актов, насильственного изменения основ конституционного строя или нарушения территориальной целостности Российской Федерации).

Кроме того, ч. 2 ст. 208 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом, а также участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам Российской Федерации, в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

При этом, в соответствии с п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» под участием в незаконном вооруженном формировании надлежит понимать вхождение в состав такого формирования (например, принятие присяги, дача подписки или устного согласия, получение формы, оружия), выполнение лицом функциональных обязанностей по обеспечению деятельности такого формирования (обучение его участников; строительство временного жилья, различных сооружений и заграждений; приготовление пищи; ведение подсобного хозяйства в местах расположения незаконного вооруженного формирования и т.п.).

Так, например, правоохранительными органами республики в течение 2018 года и истекшего периода 2019 года выявлена и пресечена противоправная деятельность 17 жителей республики, принимавших участие в действующем на территории Украины незаконном вооруженном формировании «Крымско-татарский добровольческий батальон им. Номана Челебижихана», целью которого является нарушение территориальной целостности Российской Федерации, а также 19 жителей республики, принимавших участие в действующих на территории Сирийской Арабской Республики незаконных вооруженных формированиях, входящих, в свою очередь, в состав международной террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта».

Одновременно с изложенным необходимо отметить, что законодатель в статье 75 и в примечаниях к ст. 208 Уголовного кодекса Российской

Федерации предусмотрел специальное основание для освобождения от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших преступление, предусмотренное настоящей статьей, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Добровольность прекращения участия в незаконном вооруженном формировании в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации) «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» заключается в прекращении участия в этом формировании по собственной воле лица при наличии у него объективной возможности продолжать такое участие.

Д.ПЫХАНОВ,

помощник Сакского межрайонного прокурора, младший советник юстиции.

 

ОТНОСИТЕЛЬНО ОБ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Следует отметить, что паспорт безопасности является важным информационно-справочным документом, который не только отражает состояние антитеррористической защищенности, а и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов.

В соответствии с частями 3, 3.1 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2016 №410 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Данные Требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее также — объекты), включая вопросы их инженерно-технической укрепленности, категорирования, контроля за выполнением Требований и разработки паспорта безопасности объектов.

Требованиями регламентированы вопросы категорирования объектов и порядок его проведения, разработки соответствующего паспорта безопасности, определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности, контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности, а также порядок информирования об угрозе совершения террористического акта на объектах или его совершении.

В частности, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения проводится их категорирование.

Вместе с тем антитеррористическая защищенность таких объектов независимо от его категории обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях: воспрепятствования неправомерному проникновению на объект; выявления потенциальных нарушителей установленных на объекте пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения; минимизации возможных последствий совершения террористического акта на объекте и ликвидации угрозы его совершения; обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности.

Следует при этом отметить, что для проведения категорирования объекта решением руководителя органа (организации), являющегося его правообладателем, назначается комиссия по обследованию и категорированию:

а) в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) — в течение 3 месяцев со дня утверждения указанных Требований;

б) при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) — в течение 30 дней со дня окончания мероприятий по его вводу в эксплуатацию.

Работа комиссии осуществляется в срок, не превышающий 60 рабочих дней.

В отношении каждого объекта в соответствии с установленной категорией разрабатывается перечень мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности с указанием срока реализации указанных мероприятий, который не может превышать 12 месяцев со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся их правообладателями, а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на соответствующих объектах (территориях).

Д.ПЫХАНОВ,

помощник Сакского межрайонного прокурора, младший советник юстиции.

 

ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ МАТЕРИАЛОВ ЭКСТРЕМИСТСКИМИ

Конституция Российской Федерации, признавая за каждым свободу мысли и свободу слова и гарантируя осуществление этих свобод без какой-либо дискриминации, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Федеральный закон от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определяет в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и устанавливает ответственность за ее осуществление.

Пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определяет понятие «экстремистские материалы» и ст. 13 данного Федерального закона устанавливает порядок и последствия признания информационных материалов экстремистскими.

В соответствии с п. 3 ст. 1 данного Федерального закона к экстремистским материалам относятся предназначенные для обнародования информационные материалы:

— призывающие к осуществлению экстремистской деятельности;

— обосновывающие необходимость осуществления экстремистской деятельности;

— оправдывающие необходимость осуществления экстремистской деятельности;

— относящиеся к экстремистским в силу прямого указания закона:

труды руководителей Национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии;

публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство;

публикации, оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Материалы могут быть признаны экстремистскими, если их содержание направлено на формирование положительного (одобрительного) отношения к экстремистской деятельности. Для определения того, в каких именно фрагментах текста содержится соответствующий смысл, формирующий положительное отношение к экстремистской деятельности, необходим его лингвистический анализ, определяющий значение используемых автором рассматриваемых материалов, речевых оборотов и смысловых конструкций и их возможное восприятие со стороны аудитории, содержание в тексте призывов к осуществлению экстремистской деятельности. Исключение для проведения лингвистического анализа (экспертизы) составляют материалы, которые являются экстремистскими в силу прямого указания закона.

В статье 13 Федерального закона от 25 июля 2002г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» закреплено, что информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.

Действующее законодательство процедуру рассмотрения этой категории дел специально не предусматривают.

Материалы не могут быть признаны экстремистскими на том лишь основании, что содержащаяся в них информация не укладывается в общепринятые представления, не согласуется с устоявшимися традиционными взглядами и мнениями, вступает в противоречие с морально-нравственными и (или) религиозными предпочтениями.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ суд рассматривает в порядке особого производства, в том числе дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Перечень фактов, имеющих юридическое значение, установленный ч. 2 ст. 264 ГПК РФ, не является исчерпывающим. В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ судом могут быть установлены другие имеющие юридическое значение факты.

В заявлении прокурора о признании информационного материала экстремистским ставится вопрос об установлении юридического факта -признания материала экстремистским. Установление данного факта имеет юридическое значение не только для привлечения лиц к ответственности за распространение, производство или хранение соответствующего информационного материала, но и для изъятия, дальнейшего предотвращения распространения материала иными лицами.

Также прокурорами активно используются полномочия по предъявлению исковых заявлений о признании материалов экстремистскими в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц. Неопределенный круг лиц в данном случае — это те, кому может быть причинен вред в результате формирования экстремистской пропагандой преступной мотивации, к участию в деле могут быть привлечены заинтересованные лица (авторы изданий, печатные издательства).

В соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.

Признание тех или иных информационных материалов экстремистскими означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные антиэкстремистским законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу правам и свободам человека и гражданина, основам конституционного строя, обеспечению целостности и безопасности Российской Федерации. В связи с чем в данном случае конфискация по решению суда информационных материалов, признанных экстремистскими, представляет собой особую меру государственного противодействия экстремизму, направленную на предупреждение экстремистской деятельности, и преследует цель полностью исключить доступ к ним и тем самым предотвратить опасность негативного воздействия соответствующей информации на любых лиц, включая собственников.

На основании вступившего в законную силу решения суда материалы, признанные экстремистскими, вносятся федеральным органом государственной регистрации в федеральный список экстремистских материалов. Данный список находится в общем доступе и размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке.

М.КОЛГАНОВ,

старший помощник прокурора.

Поделиться

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
wpDiscuz