ПОДВИГ СВЯЩЕННИКА

ПОДВИГ СВЯЩЕННИКА

28 июля 2019 года Украинская Православная Церковь Московского Патриархата прославила имя священномученика, местночтимого святого пресвитера Владимира Троепольского и установила день его памяти, который отныне будет ежегодно отмечаться верующими 11 января (29 декабря по ст. ст.). Первым местом служения погибшего за веру и справедливость священника была Ильинская церковь в деревне Саки Евпаторийского уезда, где отец Владимир трудился с 1891 по 1898 годы.

ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА В САКАХ
В 1861 году в Саках была построена небольшая каменная церковь во имя пророка Илии. Вопрос о необходимости строительства храма в довольно большой деревне Саки поднимался архиепископом Иннокентием, учёным-богословом, именуемым соотечественниками «русским Златоустом».
Но средств на строительство большого красивого церковного здания не было, а кончина крымского архипастыря и вовсе остановила проект. Деньги на сооружение пусть маленькой, но очень необходимой церкви в Саках предоставил евпаторийский купец 3-й гильдии Пётр Третьяков. Недорогое здание в центре деревни, рядом с базарной площадью, выглядело максимально просто, не имело ни куполов, ни колокольни. Рядом располагалась невысокая звонница, но звон от низко висящих колоколов был слышен лишь на близлежащих улицах. А прихожане нового храма жили в семи окрестных деревнях, и было их более полутора тысяч человек!
За пять лет, прошедших с окончания Крымской войны, православное население полуострова значительно увеличилось. Отмена крепостного права предполагала снятие ограничений перемещения граждан и, в частности, увеличение потока переселенцев в Крым. За несколько предыдущих лет в сакской степи появились новые русские деревни, жители которых занимались сельским хозяйством. Все они нуждались в духовной поддержке церкви. По старой русской традиции с особенным доверием крестьяне обращали свои молитвы о дожде, ясной погоде и урожае к Илье Пророку, считая его повелителем грозных сил природы. Не случайно новая скромная церквушка в маловодной крымской степи была посвящена именно этому святому.
ПОИСКИ ПРИЗВАНИЯ.
СЛУЖЕНИЕ В САКСКОЙ ЦЕРКВИ
Менее чем через три года после открытия церкви в Саках, 13 января 1864 года, в далёком селе Коломна Мало-Архангельского уезда Орловской губернии родился Владимир Троепольский, будущий сакский священник, которому была уготована мученическая судьба защитника веры, идеалов добра и справедливости. Он рос в семье священника, рано лишился родителей, воспитывался и получил образование в духовном училище и семинарии. С юных лет Владимир Капитонович не видел иного пути, кроме пастырского, но после окончания семинарии некоторое время испытывал себя на способность принять такую ответственность. Он служил псаломщиком в церкви Иоанна Златоуста и учителем женского народного училища в Ялте, отбывал воинскую повинность и получил звание прапорщика, на гражданской службе в Таврическом губернском правлении успешно достиг чина коллежского регистратора. Однако в возрасте 27 лет он окончательно утвердился в своём призвании и в сентябре 1891 года был рукоположен в сан священника Ильинской церкви деревни Саки.
Благодаря усилиям молодого батюшки на средства, собранные прихожанами, рядом с сакской церковью началось строительство колокольни. Высокую (33-метровую) трёхъярусную часовню в греко-римском стиле воздвигли по проекту знаменитого архитектора А. Карапетова в 1894 году. Звон колоколов, размещённых под её куполом, и сейчас разносится по округе на много километров, призывая к молитве многочисленных прихожан. Кроме своего прямого предназначения, новое строение выполняло функцию маяка, издали заметного штурманам морских судов. Это обстоятельство не позволило борцам с религией снести колокольню в 30-х годах прошлого века.
Но во времена служения в Саках отца Владимира никто и представить себе не мог, какие жестокие, смутные времена надвигаются на нашу страну и какие неслыханные испытания предстоит пережить православной церкви и её пастырям. Число прихожан Сакской церкви с каждым годом увеличивалось, они с радостью поддерживали строительство. Фундамент новой колокольни заложили на некотором расстоянии от старого церковного здания с учётом возведения в ближайшем будущем нового просторного и нарядного храма. Он был построен и освящён во имя пророка Божьего Илии 2 октября 1903 года, накануне первой русской революции.
Отец Владимир продолжал духовную службу в Саках до 1898 года, умело привлекая жертвователей и организуя общественность, принёс немало пользы своему приходу. Площадь церковных земель увеличилась на 200 десятин, был построен приют при грязелечебнице для бедных и малоимущих. Кроме того, отец Владимир взял на себя обязанности законоучителя в трёх сакских земских школах и наблюдателя церковно-приходских школ Евпаторийского уезда, был депутатом епархиальных окружных съездов и заведующим сакских бесплатных народных библиотек-читален. Его труды на духовном и общественном поприщах не раз поощрялись наградами.
Период плодотворной работы в Саках был для Владимира Капитоновича и временем счастливой семейной жизни. В браке с женой Людмилой Андреевной у них родилось четверо сыновей: Александр, Владимир, Борис и Павел.
В 1898 году семья Троепольских покидает деревню Саки, поскольку отцу Владимиру было назначено новое место службы.
ТРУДЫ ПРАВЕДНЫЕ
Владимир Троепольский получил право быть священником древнейшего православного храма России – церкви Иоанна Предтечи в Керчи! Ровесник собора Святой Софии в Константинополе, керченский храм неоднократно перестраивался, но сохранил фрагменты стен VI и фресок X веков. Церковные службы в нём не прекращались на протяжении почти 1300 лет! Служить в таком месте – огромная честь и счастье для священника.
Но спустя несколько месяцев отец Владимир получает новое назначение и переезжает в Алупку. Теперь он — настоятель храма Архангела Михаила на одном из популярнейших курортов России. Среди его прихожан много не только местных жителей, но и отдыхающих, приезжающих сюда из разных городов страны, в том числе из столиц. Как и прежде, он преподаёт закон божий, на этот раз в Симеизском земском народном училище.
Так же, как и в Саках, он обнаруживает существующий деревянный храм слишком тесным для возросшего числа прихожан и доказывает необходимость нового строительства. Небольшая часовня во имя Всех Святых на территории православного кладбища была возведена на деньги прихожан и освящена в сентябре 1902 года. Но главной задачей отец Владимир считал строительство нового, просторного храма вместо разрушенного оползнем. Ему удалось практически завершить и это строительство, но смерть от рук бандитов не позволила увидеть своё детище во всей красоте.
Пастырское служение Владимир Троепольский понимал как ежедневную борьбу за торжество идеалов православия. Решительно и неутомимо он противостоял сектантству, особенно штундизму, модному в те годы на юге России и успешно собирающему приверженцев среди жителей крымского побережья. После службы в церкви он шёл на беседы с заблудшими и проповедовал им, доказывая истинность православного учения.
«Как теперь вижу отца Владимира в то время, когда он говорит. Стройная, мощная фигура слегка наклонена вперёд; руки лежат неподвижно, вся сила души, кажется, сосредоточена в его больших, выразительных глазах. Призыв, страстное желание убедить заблудших, грусть – всё это можно прочесть в них; нет никакой нетерпимости… Отец Владимир был всегда снисходителен к заблуждающимся, он их жалел, но зато всякая ложь, лицемерие, преднамеренное зло его глубоко возмущали»,- писала в своих воспоминаниях одна из прихожанок, госпожа Воронова.
ВИХРИ ВРАЖДЕБНЫЕ
Первая русская революция, как всякая беда, свалилась на Россию внезапно. Разумеется, были предпосылки: террористические акты, брожение умов, романтические идеи, но большая часть народа жила повседневными заботами, трудами, радостями и скорбями. Жизненное море казалось незыблемым, неподвластным эфемерным идейно-политическим ветрам, приносившим из столиц тревожные вести о терактах, забастовках и демонстрациях. Таким же глубоким и надёжным казался и авторитет церкви в народных массах. Но в 1905 году мутные волны беспорядков покатились по стране. Смута захлестнула ещё недавно тихие и благополучные места. Немногие тогда решались встать против обнаглевших негодяев, главной силой которых была жестокость, а главными приёмами – клевета и запугивание. Злоба, грязь, насилие обрушивались на тех, кто пытался сохранить чистоту и гармонию окружающего мира.
Отец Владимир не изменил своим жизненным принципам и православным убеждениям. По долгу пастыря он всеми силами старался уберечь своих прихожан от соблазнов революции, спасти их души от нарушения божьих заповедей, тяжких грехов, братоубийства. В своих проповедях он решительно разоблачал лживые заявления революционеров. Не боялся вступать с ними в споры где бы то ни было: уличал, разоблачал, отстаивал свою точку зрения – боролся за правду.
О том, каким грозным оружием является слово, знали и священник, и его оппоненты. Отец Владимир прекрасно владел этим оружием, был уверен в правоте и силе своих слов и ещё в том, что на его стороне бог. Друзья не раз предупреждали его об опасности таких выступлений. Но смелый священник неизменно отвечал: «Если пастыри в такую тяжёлую годину не будут отвлекать свою паству от неправых путей, то кто же вместо них сможет это сделать?»
В течение нескольких месяцев, предшествовавших трагической гибели, он ощущал постоянные давление и запугивание, жил в тревоге, ожидании непредсказуемых событий. Впрочем, подобные ощущения тогда были у всех. Но в конце 1905 года Отец Владимир получил первое письмо-предупреждение с требованием замолчать и угрозами. Столкнувшись с грубостью и хамством, он перестал выступать на митингах, но продолжал в церкви проповедовать православные духовные и моральные ценности, говорить о необходимости мира, любви, порядка, единения, о недопустимости насилия и призывов к бунту.
В это же время ему продолжали приходить письма от неизвестных с запугиваниями и требованием прекратить проповеди. Опасаясь нападения, священник даже поменял замки в своём доме. Последнее из предупреждений Владимир Капитонович получил утром на Рождество. «Скоро замолчишь… Скоро к тебе придём», — писали бандиты. Несмотря на это, батюшка был как всегда спокоен, по-праздничному радостен, хорошо провёл службу и в проповеди вдохновенно призвал прихожан к миру и согласию.
МУЧЕНИЧЕСКАЯ КОНЧИНА
28 декабря (10 января), после вечерней службы отец Владимир был дома, в окружении своей большой семьи. Младшему, пятому сыну только исполнилось 2 года, старшему — 11 лет. Случайно вышло так, что, проводив гостей, хозяин не запер дверь, потому что девушка-прислуга вышла во двор набрать воды из фонтана. Бандиты воспользовались моментом, ворвались в дом и набросились на священника. Три головореза с безумной жестокостью, на глазах у оцепеневших от ужаса жены и маленьких детей убивали безоружного человека, отца семейства, священника, который не сделал им ничего плохого, да и вообще никого ни разу не обидел. Один из бандитов вдруг в истеричном порыве бросился к истекающей кровью жертве, стал просить прощения, каяться, рыдать. Тем временем матушка протягивала главарю деньги, всего 250 рублей, имеющихся у семьи, и уговаривала его не убивать детей. Видимо, испугавшись содеянного, безумцы убежали, не завершив злого дела. Истекающий кровью Владимир Капитонович пришёл в сознание. Старший сын и прислуга позвали соседей. Из Алупки очень скоро прибыли полицейские и три врача, но раненый попросил не начинать операции прежде исповеди и причастия. В Кореиз был послан экипаж с охраной, и через час приехал исповедник. Умирающий исповедовался в присутствии жены, потому что хотел, чтобы она знала, что от неё у него нет никаких тайн. В течение суток он терпеливо и мужественно переносил страдания, сознание не покидало его до самого конца. Врачи сделали всё возможное, но глубокие резаные раны и большая кровопотеря не позволили им сохранить священнику жизнь .
29 декабря 1905 года (11 января 1906 года по новому стилю), прожив без малого 42 года, иерей Владимир Капитонович Троепольский со смирением и достоинством принял мученическую смерть в борьбе со злом, отстаивая идеалы добра и православной веры.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
На его похороны пришло много народу, были даже мусульмане и штундисты – все они любили его добрые беседы о боге, вере, жизни и справедливости. Похоронили праведника рядом с недавно построенной часовней.
Уважавшие священника прихожане и все неравнодушные люди приняли участие в сборе пожертвований для семьи погибшего. Его вдова Людмила Андреевна, женщина образованная и умная, получила место начальницы Крымского епархиального женского училища. При личном содействии царя старшие сыновья были приняты в военные учебные заведения на казённый счёт.
Из сообщений в газетах того времени мы узнаём о задержании в Севастополе трёх бандитов-лезгинов и изъятии у них вещественных доказательств совершённого убийства.
28 июля 2019 года Священный Синод Украинской Православной Церкви Московского патриархата постановил внести в церковный календарь день памяти священномученика, местно­чтимого святого пресвитера Владимира Троепольского.
Ранее, в ноябре 1981 года, отец Владимир был прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви заграницей.

М.ЗАДОРОЖНАЯ.
По материалам интернет-сайтов.

Поделиться

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
wpDiscuz