ПАМЯТИ ГЕРОЯ

ПАМЯТИ ГЕРОЯ

Ежегодно, 17 августа, родные, близкие и бывшие одноклассники Вячеслава Гайнутдинова собираются вместе, чтобы отметить скорбную дату – очередную годовщину трагической гибели нашего земляка, с честью выполнившего свой интернациональный долг.
Родился Вячеслав 6 ноября 1947 г. в городе Иман, ныне Дальнереченск, Приморского края. Служебная стезя отца-офицера привела его в Крым, в город Саки.
Вячеслав закончил здесь школу и продолжил семейную традицию – поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков, готовившее пилотов военных вертолётов.
Служил в Северной группе войск, потом – в Краснознамённом Среднеазиатском военном округе.
В декабре 1979 г. в числе первых Вячеслава Гайнутдинова направили для интернациональной помощи народу Афганистана в составе 40-й армии Краснознамённого Туркестанского военного округа. Лётчик 1-го класса, он выполнял самые сложные задания, совершил 398 боевых вылетов.
Так, 30 декабря 1979 г. вертолёт Гайнутдинова, выполнявший разведывательный полёт, попал под автоматный огонь. Насквозь пробит был лонжерон лопасти несущего винта, а перебитый трубопровод гидравлики привёл к отказу управления, вынудив идти на посадку.
Лётчику удалось продержаться в воздухе ещё 11 минут и дотянуть до безопасного места. Это был всего лишь второй боевой вылет экипажа Вячеслава, ставшего вскоре легендарной личностью среди лётчиков-афганцев.
Майору Гайнутдинову в Афганистане довелось побывать практически на всех аэродромах, облететь всю страну. Не раз он подвергался смертельному риску. Показателен один из эпизодов.
У наших пехотинцев высоко в горах кончались боеприпасы. Гайнутдинов со своим экипажем поднялся в горы. Воздух разреженный, ни единой площадки для приземления. Точно рассчитав свои действия, Вячеслав правым боковым и передним колёсами коснулся крохотного пятачка и в таком положении удерживал вертолёт до тех пор, пока не закончилась разгрузка.
30 марта 1980 г. при подобных обстоятельствах майору Гайнутдинову пришлось выручать экипаж другого подбитого Ми-8. Машина капитана Власова выполнила аварийную посадку в Файзабадском ущелье у Бахарака, в самых что ни на есть душманских местах. Ему удалось подобрать лётчиков сбитого вертолета, буквально выхватив их из-под огня, и уйти, отстреливаясь из пулемётов.
Первую боевую награду В.Гайнутдинов получил за спасение зажатой в кишлаке разведгруппы, сумев взлететь и отыскать её во время пыльной бури.
Экипаж Вячеслава числился «счастливым» – долгое время потерь среди его членов не было.
Но весной 1980 г. на боевой операции под Бахараком был тяжело ранен борттехник Николай Кошелев: вражеская пуля попала между пластин бронежилета. Его быстро доставили в госпиталь, но врачи оказались бессильны. Разгорячённый Гайнутдинов сел в другой, заправленный и снаряженный вертолёт вместо командира, и снова пошёл на Бахарак. Он сполна рассчитался за своего борттехника.
Через четыре месяца, 17 августа 1980 г., при выполнении задания отважный офицер-вертолётчик погиб. Без отца остались сын Александр и дочь Наталья.
К этому времени Вячеслав Гайнутдинов уже «дорос» до должности заместителя командира 181-го отдельного вертолётного полка, стал Героем Советского Союза, продолжая совершать боевые вылеты на привычном ему Ми-8.
Именем Вячеслава Гайнутдинова, награжденного орденами Ленина, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, медалями, названы поезд Горьковско-Замоскворецкой линии Московского метрополитена и улица в Саках, Сакская школа №1, в которой он учился. В родном школьном дворе установлен бюст Героя.

Поделиться

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
wpDiscuz