Хлебный праздник

Хлебный праздник

Хлебный Спас (в народе его называют еще и ореховым) — это еще один любимый крестьянский праздник, он посвящался Иисусу Христу и был днем величания нерукотворного образа Спасителя.
На Руси именно третий Спас заканчивал повсеместно жатву хлебов. По обычаю, последними колосьями женщины обвязывали серпы и клали их под иконы — до следующей страды.
Во многих областях средней России сельчане, завершая жатву, в самом конце непременно снимали заранее оставленную на самой тучной ниве кулижку — небольшую полоску, на один сноп. Этот сноп ожинали лишь накануне Хлебного Спаса, самым последним.
Жницы, закончив работу, непременно шли к воде, символически обмывали в ней свой серп и говорили: «Ива, ива, отдай мою силу до второго жнива», после чего с веселыми песнями возвращались в село. Потом торжественно вязали праздничный сноп, девушки непременно украшали его лентами, монистами и торжественно несли домой. У порога дома сноп-именинник встречали с песнями и окропляли святой водой, хранившейся в домах еще с самого Крещения.
В день Хлебного Спаса после торжественного молебна в церкви совершался крестный ход на опустевшие убранные поля — в благодарность как за нынешний, снятый урожай, так и за будущий.
Накануне этого светлого праздника непременно оказывали милосердие, помогали ближним. То есть, если какие-то семьи — вдовые, без кормильца, солдатские, бедные — не успевали справиться, завершить жатву, на поля к ним выходили «всем миром».
Хозяйки на третий Спас обязательно пекли пироги из муки нового урожая, после чего с гостями, созванными за праздничный стол, где почетное место занимали именно пироги, все дружно вспоминали закончившуюся жатву, отдыхали и веселились. А раньше в селах на третий Спас устраивался мирской пир. Помимо того, что в каждом доме пекли пироги из новой муки, все вместе варили братское пиво. Возле именинного снопа во дворе до позднего часа шумело веселье. Молодежь в этот день непременно водила хороводы вокруг него. Девушки обязательно пели песни, посвященные прошедшей жатве, урожаю.
В конце праздника дожиночный сноп вносился в избу, его ставили в переднем, красном углу. Обмолачивали же его только в конце зимы. Но перед этим непременно вытаскивали наугад из снопа три колоска. Из этих колосков вымолачивали зерна, которые сеяли в ящички, дожидаясь всходов (по ним определяли будущий урожай).
Кроме того, в деревнях принято было отмечать этот день торговлей холстами и полотнами («Хорошо, если Спас на полотне, а хлебушко на гумне»). Заботливые хозяйки непременно откладывали «спасовское» полотно, из которого потом шили одежду самому маленькому ребенку в семье, считалось, что этот наряд принесет ему удачу.
На третий Спас заканчивался Успенский пост, поэтому праздник отмечали раньше на Руси с особым размахом и удовольствием.
Во многих областях России третий Спас часто именовали ореховым, так как с этого дня начинался сбор лесных орехов, которые в прежние времена были существенным продуктом питания крестьян.

Поделиться

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
wpDiscuz