Чувствовать себя на равных

Чувствовать себя на равных

«Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) может быть организовано совместно с другими обучающимися», — говорится в принятом в 2012 году законе «Об образовании в Российской Федерации». Это значит, что дети с особыми потребностями могут учиться в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками, если им в этом помогут — создадут условия, когда каждый ребенок будет чувствовать себя равным. О том, какая работа в этом направлении ведется в школах города, шла речь на недавней педагогической конференции: «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы».

В ее работе приняли участие глава администрации Андрей Ивкин, его заместитель Шериф Османов, начальник отдела образования Михаил Перерва, начальник отдела культуры, молодежи и спорта Людмила Кобец, начальник отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав Елена Савельева, сотрудники школ, детских садов и учреждений дополнительного образования.

В своем приветственном слове к участникам конференции Андрей Ивкин сообщил, что в городе сегодня реализуется пилотный проект «Город без барьеров».

— Саки первый в РФ, кто приступил к выполнению этой задачи. В прошлом году московские специалисты разработали концепцию развития города Саки в этом ключе. Наша задача — не только обустроить отдельное учреждение или улицу, а адаптировать под нужды маломобильных групп населения весь город, — подчеркнул Андрей Ивкин.

Глава города высказал пожелание, чтобы «доступная среда» начиналась для гостей Крыма с момента их прибытия в республику — с железнодорожного вокзала и аэропорта Симферополя.

Ну а в школах города, судя по выступлениям, еще немало камней преткновения, которые педагоги-практики пытаются преодолеть. Среди них — нехватка «узких» специалистов. К примеру, на все образовательные учреждения города имеются всего две ставки учителя-логопеда, 6,5 ставки педагога-психолога, 0,25 ставки социального педагога. Нет ни одной ставки учителя-дефектолога, олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога, инструктора ЛФК, тьютора/ассистента. Эти данные, приведенные начальником отдела образования Михаилом Перервой, являются не единственным фактором, влияющим на эффективное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К этому стоит добавить отсутствие в учебных учреждениях специальных технических средств, в том числе звукоусиливающей аппаратуры, специальной литературы, учебников для слепых и слабовидящих детей, аудиоучебников, а также приспособленных для обучающихся с ОВЗ, инвалидностью мастерских и спортзалов.

Поднимался вопрос и о качестве образования «особых» детей. В частности, прозвучали слова о том, что без поддержки коррекционных педагогов сложно создать качественные условия обучения детей с особенностями в развитии.

Между тем сегодня в образовательных учреждениях города обучаются 36 детей-инвалидов; 9 детей-инвалидов посещают детские сады; 18 учащихся школ города имеют статус ребенка с ОВЗ, они не имеют инвалидности, но нуждаются в специальных условиях обучения; 16 детей-инвалидов обучаются по основной общеобразовательной программе.

Большая часть всех детей-инвалидов — дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; четверть — дети с интеллектуальной недостаточностью; почти столько же детей с задержкой психического развития. Половина детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья помимо основного заболевания нуждаются в логопедической помощи.

Однако, надо отдать должное отделу образования, педагогам-практикам — они делают все возможное, чтобы дети с ОВЗ адаптировались в стенах школы и чувствовали себя на равных со сверстниками.

Сегодня пять сакских общеобразовательных учреждений участвуют в программе «Доступная среда», в рамках которой ряд из них получили специальное оборудование для сенсорных комнат и логопедического кабинета. Также проведен ремонт сан­узлов, установлены подъемники и пандусы.

Учитываются в школах возможности детей-инвалидов и при проведении ЕГЭ — они могут получить аттестаты, сдав государственный выпускной экзамен. Также им увеличено на полтора часа время экзамена, снижено количество сдаваемых предметов, с предоставлением возможности вместо четырех сдавать только два — русский язык и математику, осуществляется организация питания и перерыва для проведения необходимых медико-профилактических мероприятий.

Кроме того, педагоги всячески стремятся вовлекать детей-инвалидов в совместную деятельность. В декабре 2017 года в школе-лицее впервые был организован фестиваль особых детей «Мы можем!», получивший живой отклик как у детей, так и родителей. Принято решение сделать этот фестиваль ежегодным, городским.

Однако, как следует из резолюции конференции, для улучшения работы с детьми с ОВЗ, необходимо создать Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, о чем уже давно говорят педагоги.

Поделиться

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
wpDiscuz