В помощь семьям с особенными детьми

В помощь семьям с особенными детьми

В настоящее время в России существенно усилилось внимание к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня в каждой школе имеются инклюзивные классы, где за одной партой учатся дети с особенностями развития и здоровые ребята. Родители сами решают, в каком образовательном учреждении будет обучаться и воспитываться их ребенок. А общество должно обеспечить необходимые для получения образования ребенком с особыми потребностями условия. Чувствуете разницу: не ребенок вынужден приспосабливаться к правилам «здоровых» людей, а общество обеспечивает возможность этому ребенку войти в него на собственных условиях! Законом эта возможность гарантирована, а как дела обстоят в реальной жизни?

В нашем городе обучаются в школе 33 ребенка-инвалида, 9 детей-инвалидов посещают детские сады. Ещё 18 детей имеют статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), т.е. нуждаются в специальных условиях обучения. Задача школ и дошкольных учреждений — максимально обеспечить для каждого обучающегося ребенка с нарушением в развитии компенсацию этого недостатка всеми возможными путями, в том числе обеспечивая его образование и включение в жизнь социума.

Одним из основных принципов процесса успешной интеграции детей с особенностями развития в общество здоровых людей является принцип комплексности реабилитационных мер. Иными словами, успешная компенсация недостатка развития ребенка возможна только при условии, что в этом процессе будут одновременно, в комплексе, участвовать сам ребенок, педагоги, медики, дефектологи, психологи, социальные структуры с использованием всех возможных межведомственных связей и компетентные, настроенные на положительный результат родители.

Современный подход к семье требует, чтобы именно родители создавали благоприятные условия для развития и воспитания ребенка. Но функции семьи очень часто нарушаются при рождении больного ребенка. По­этому семья, в которой воспитывается ребенок с ОВЗ, — это особый объект для внимания всех специалистов, которые призваны оказывать помощь «особому» ребенку. Вот этим-то трудностям оказания комплексной помощи детям с проблемами в развитии и их семьям был посвящен прошедший в нашем городе семинар. Его тема так и звучала: «Оказание комплексной помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья». Главной целью было определение современного состояния системы оказания этой помощи и выявление ее проблем. В семинаре приняли участие учителя, имеющие опыт работы с «особыми» детьми в форме инклюзии и надомного обучения, педагоги-психологи и родители детей с особыми образовательными потребностями.

«Система комплексной помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, включает несколько направлений работы. Во-первых, через обучение и воспитание ребенка повысить его возможности успешно реализовывать себя в жизни. Такую помощь могут оказать только педагоги, готовые использовать в обучении современные технологии, уметь работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья и сопровождать процесс их обучения» (из послания Федеральному Собранию Президента РФ В.Путина). Участниками семинара было отмечено, что, несмотря на соответствующие курсы повышения квалификации, педагогам, работающим с «особыми» детьми, не хватает знаний и практических навыков. Кроме того, многие педагоги на начальном этапе сами нуждаются в психологической помощи: в формировании готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в снятии психологических барьеров. Педагоги высказали предложение о создании методической площадки объединения учителей, работающих с «особыми» детьми, где можно будет почерпнуть необходимые знания, получить консультацию, обменяться опытом.

Ещё одним направлением работы с семьями детей с ОВЗ является посредническая помощь, которая предполагает координацию всех специалистов, решающих проблемы реабилитации, коррекции, развития и образования, построение их деятельности по принципу команды. На сегодняшний день, к сожалению, говорить о команде не приходится. В силу объективных причин в городе стоит острая нехватка специалистов психолого-педагогического и медико-социального сопровождения: в наличии лишь 2,5 ставки учителя-логопеда, 6,5 ставки педагога-психолога, 0,25 ставки социального педагога. Нет ни одной ставки учителя-дефектолога: олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога; нет ставок инструкторов ЛФК, тьютора/ассистента.

Видами посреднической помощи являются в том числе создание и активизация групп взаимопомощи,  клубов, объединений, а также социальное  адвокатирование, т.е. защита прав семьи и ребенка в широкой социальной среде. Семьи детей с инвалидностью и детей с ОВЗ нуждаются в общении, в консультациях, в информации… Исходя из этого, участники семинара решили разработать, предложить городскому обществу инвалидов и другим социальным, культурным, спортивным организациям города Саки модель сетевого взаимодействия, направленного на организацию культурно-досуговых, творческих и спортивных мероприятий, акций, дополнительного образования для детей-инвалидов, детей с ОВЗ и их семей.

Третье направление комплексного сопровождения — это психологическая помощь (эмоциональная поддержка и психологическая коррекция). Узнав о рождении ребенка с каким-либо заболеванием, родители испытывают подчас противоположные чувства — от недоверия и нежелания соглашаться с мнением врачей до полного отчаяния. К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития. Все семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями, нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки родителей, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка. И помощь эта необходима с первого момента столкновения с проблемой. 

К сожалению, в нашем городе отсутствуют психологические центры, общественные организации, объединяющие родителей детей с ОВЗ, куда бы они могли обратиться за психологической, коррекционной помощью, поддержкой или специальной литературой. Участники семинара высказались о необходимости открытия в городе Центра психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, в котором бы своевременно оказывалась необходимая психолого-медико-социальная помощь, позволяющая успешно корректировать недостатки ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию; где бы ежедневно с детьми занимались специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагоги дополнительного образования; медицинские работники: массажист, врач-терапевт, инструктор ЛФК, способные организовать лечебно-профилактические мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья; и, наконец, где бы смогли помочь родителям пре­одолеть неконструктивные установки, стереотипы и страхи, понять причины трудностей в развитии и поведении их ребенка, спрогнозировать возможные варианты его индивидуального развития и, наконец, внутренне принять рекомендации психолога как инструмент собственной деятельности по его (ребенка) воспитанию и развитию.

Участники семинара сошлись во мнении, что правильно выстроенное социальное партнерство педагогов, специалистов и родителей может способствовать как социальной адаптации ребенка с нарушением развития, так и гуманизации общества, формируя у здоровых его членов толерантное отношение к людям с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями, сочувствие и желание оказывать им помощь.

Поделиться

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
wpDiscuz