Кукольный мир Эльмиры Хайрулаевой

Кукольный мир Эльмиры Хайрулаевой

Тенистый сквер им.Пушкина для нас, сакчан, давно уже стал своего рода маленьким Арбатом – средоточием встреч и общения творческих людей, презентации их выставок. С Эльмирой Хайрулаевой из Симферополя, представляющей «Народный региональный центр народных ремесел «Орьнек» Ассоциации народных художественных промыслов Крыма, мы познакомились именно здесь.

На маленьком столике расположилось целое ханство – куклы в национальных крымскотатарских костюмах: женщины и мужчины в красочных одеяниях, юные девушки, а также чабаны, музыканты, представители других профессий.

Вот молодая женщина наклонилась к ребенку, которого удерживает одной рукой, будто пытаясь привлечь внимание малыша к ожерелью из монеток у себя на шее. Другая женщина, несущая гугум — массивный металлический кувшин — ведет за руку девочку. А вот почтенная мать семейства — располневшая, но все еще привлекательная, у которой каждая минута проходит в хлопотах. На секунду задумалась о чем-то, а ее нетерпеливо теребит за юбку сынишка. Легко представить это пестрое собрание у деревенского фонтана или колодца, которые когда-то служили чем-то вроде женского клуба — единственного места, где можно было ненадолго отвлечься от повседневных забот, поболтать друг с другом, обменяться советами.

Их замечательные костюмы выполнены умелыми руками Эльмиры и ее дочери, Заремы Молла, достаточно известной в Крыму мастерицы, по крупицам восстанавливающей историю крымскотатарского костюма — с домонгольской эпохи, периода Крымского ханства, исламского и доисламского периода.

По образованию Эльмира-ханум – преподаватель английского языка. Ее семья всегда была творческой (отец прекрасно рисовал, дядя – заслуженный художник Украины и Крыма), но сама Эльмира всерьез увлеклась новым для нее ремеслом лишь пять лет назад – когда вышла на заслуженный отдых.

— К созданию кукол и их костюмов меня приобщила именно дочь, — рассказывает мастерица. – Она увлеклась ими в 12-летнем возрасте, а в 15 лет у нее уже состоялась первая выставка, появились первые дипломы. Зарема очень скрупулезно и дотошно относится к своему увлечению: воссоздает народные костюмы максимально достоверно и точно, со всеми деталями, характерными для конкретного региона.

Хочется, чтобы о национальных костюмах крымских татар знали как можно больше людей, ведь это наша история, прошлое нашего Крыма.

Добавлю, что большая часть известных изображений этих живописных нарядов, сделанных путешественниками, краеведами и этнографами, относится к концу XVIII — началу ХХ века. Костюмы же, характерные для средневекового Крыма, можно представить лишь по воспоминаниям современников.

— Сегодня многие молодые пары, вступая в брак, надевают на свадебную церемонию национальные костюмы, — продолжает далее Эльмира-ханум. — Но хотелось бы пожелать всем (и не только молодоженам, а также коллективам крымскотатарских ансамблей) быть более точными в пошиве национальных костюмов, учитывать все нюансы. Ведь к своим истокам следует относиться бережно и уважительно.

Поделиться

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
wpDiscuz