Эбру – танцы на воде |

Эбру – танцы на воде

В городском Музее краеведения и истории грязелечения с успехом прошла еще одна интересная выставка. Она была посвящена старинному тюркскому виду искусств «эбру». Свои работы сакским зрителям предоставила известная крымская художница Лиля Абдурешитова.

 

Прежде чем ознакомить гостей музея – учащихся гимназии №1 и воспитанников ЦДЮТ с произведениями мастерицы, научный сотрудник музея Халиде Мустафаева предложила вниманию ребят выставку декоративно-прикладного искусства «Чарующий язык орнамента», которая начала работать чуть ранее.

Школьная молодежь с восхищением рассматривала выставленные экспонаты – вышитые панно и сюзане, кукол в крымскотатарских национальных костюмах, декоративные подушки, различные сумочки, кисеты для табака и многое другое.

Тем временем приглашенный из Симферополя методист республиканского музея крымскотатарского культурного наследия Зуре-ханум Пинка уже готовилась к проведению мастер-класса.

Юным посетителям ее представила Халиде Мустафаева, тепло приветствовав гостью музея и вручив ей букет роз.

Свое восхищение работами Лили Абдурешитовой, которые любезно предоставил симферопольский музей, выразила заместитель начальника отдела культуры, молодежи и спорта Айше Барабашева.

Она пожелала школьникам поближе ознакомиться с искусством «эбру», проникнуться затейливой игрой красок на воде и, кто знает, быть может, со временем в нашем городе появится такой же замечательный мастер как Лиля-ханум.

Айше Энверовна обстоятельно рассказала ребятам об истоках зарождения эбру. «Танцу­ющие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумага с облаками», «волнообразная бумага» – так по-разному называют это искусство в странах Востока. В Европе же просто говорят – «турецкая бумага», так как впервые с этими изящными, красивыми картинами европейцы встретились именно в Стамбуле.

Известное уже с 11 века, эбру было излюбленным развлечением мастеров-каллиграфов. В этой технике оформляли не только книги, но и документы, которые было невозможно подделать из-за уникальности рисунка — ведь каждый раз получается абсолютно новое сочетание цветов, форм, «облаков и ветра».

В продолжение темы Зуре-ханум Пинка рассказала о том, что суть техники создания рисунка в эбру сводится к процессу нанесения его на воде.

На поверхность глади в определенной последовательности помещаются не растворяющиеся краски. Они удерживаются на воде и создают тонкую пленку. С помощью кисти мастер аккуратно перемешивает краски, создавая тем самым неповторимые узоры, оригинальные орнаменты и даже картины.

Правда, акцентировала внимание Зуре-ханум, вода должна быть специальной – как краски и кисточки. Краски издревле делались из натуральных компонентов, а кисточка изготавливалась из веточек розы и конского волоса.

Неподдельный восторг ребят, с интересом наблюдавших за созданием нового шедевра, вызвало предложение поучаствовать в этом увлекательном процессе самим. 

Надо было видеть, с каким старанием каждый из них рисовал узоры и цветы на поверхности воды, осторожно водя по ней специальным инструментом – «биз». Готовые «рисунки дружбы» осторожно перенесли на бумагу, бережно расправили ее у стены. Бумага «впитает» изображение, и после просушки оно останется на ней в виде завораживающей картины

В завершение мероприятия педагог дополнительного образования ЦДЮТ, руководитель изостудии Ирина Танская и преподаватель гимназии №1, классный руководитель 6-Б Лариса Бабицкая от всего сердца поблагодарили Зуре-ханум за потрясающий мастер-класс и доставленное удовольствие от встречи с прекрасным.

Поделиться