ВЕСЕННИЙ ПРАЗДНИК |

ВЕСЕННИЙ ПРАЗДНИК

Название праздника образовалось из двух имен мусульманских святых: Хыдыр и Ильяс. Первый защищает людей от злых духов и несчастных случаев, второй — управляет громом, источниками воды, оберегает скот. Хыдыр появляется с Востока, а Ильяс — с Запада. День их встречи и есть начало праздника.

Первый день праздника носит домашний семейный характер (уборка, приготовление особых блюд – кобете, сары-бурма и др.), а вот второй день проводится на азизах (святых местах), больших зеленых полянах у родников.

В чем же основная идея этого праздника? Уже в названии есть некое напластование ранне-христианских и мусульманских традиций, но смысл его древнее и связан с главным событием в годовом хозяйственном цикле пастушеских племен Таврики – подготовкой к отгону стад на яйлу. Спортивные состязания – национальная борьба куреш и бросание камней, игры и танцы давали возможность молодым пастухам, прежде всего, показать свои способности и получить работу на лето.

В играх и танцах молодые люди могли познакомиться, парни дарили девушкам платки, а если получали их обратно уже с вышивкой – это был и знак симпатии, и некий экзамен на рукоделие для женщин из семьи будущего мужа.

Соседи и знакомые посыпали друг друга зеленью, чтобы год был богатым, ходили друг к другу в гости семьями.

Старики катали круглые лепешки (къалакъай) для гадания, который сродни колобку в русских сказках. Если в доме есть старая женщина, то право испечь къалакъай из остатков прошлогодней муки поручали именно ей. Потом по ковровой дорожке, а то и просто по тропинке вниз, круглый къалакъай скатывали с горки: и если он падал верхней стороной – быть году урожайным, ждать приумножения семейства, приплода скота, богатства.

После вечернего намаза самый уважаемый житель села разжигает костер и первым прыгает через него, а за ним остальные мужчины, затем юноши, потом — мальчики.

Праздник традиционно завершался общим танцем «Хоран».

Поделиться