СУДЬБЫ ЕЕ ПРОСТОЕ ПОЛОТНО |

СУДЬБЫ ЕЕ ПРОСТОЕ ПОЛОТНО

Наш город, известный как курорт, снискал славу не только чудодейственными грязями, возвращающими людям здоровье. Его в полной мере можно назвать и городом мастеров, достойно проявивших себя во многих ипостасях.

Сегодня  мы расскажем читателю об одной из таких мастериц – вышивальщице Серафиме Владимировне Кузнецовой.

 

…Нитка мягко входит в ушко иголки. Стежок, второй, третий… и перед нами разворачивается поле ромашек или тихое зимнее утро в лесу. Что это? Ответ прост – вышивка.

Сегодня она стала популярным видом рукоделия, собира­ющим за пяльцами мужчин и женщин, стариков и детей. С помощью вышивки создаются картины, украшаются предметы интерьера и гардероба. Человек стремится разукрасить мир вокруг себя и своих близких и использует для этого иглу, создавая вышитые шедевры.

И в самом деле: когда есть занятие по душе, то и серый день за окном становится солнечным и ярким. И втройне замечательно, когда твое хобби становится еще и профессией, и образом жизни.

Именно так сложилась судьба у героини нашего рассказа.

Она рано лишилась матери – та умерла, когда малышке не было еще и года. Девочка выросла в семье тети, вместе с бабушкой и дедушкой. Жила она в ту пору в красивом поселке Мстера Владимирской области.

После седьмого класса Серафима, понимая, что тете, работавшей надомницей на фабрике по вышивке одежды, приходится нелегко, стала активно ей помогать. Свой необыкновенный талант она впитала буквально с молоком матери, которая была прекрасной вышивальщицей. Поэтому неудивительно, что из 800 работниц фабрики девушка была одной из шести, которым доверяли самые сложные работы.

— Какой красивой была вышитая нами одежда! – вспоминает Серафима Владимировна. – Каждое платье или блуза были сродни произведению искусства. Жаль, что сегодня на смену ручной вышивке приходит машинная. Конечно, у нее множество преимуществ — можно очень быстро, сравнительно недорого и в большом ассортименте расшить любую вещь. Но с механизацией процесса уходит главное – душа, которую мастер вкладывал в каждый стежок, вдохновение, с которым он трудился.

Технику вышивания владимирской гладью Серафима со временем освоила в совершенстве. Кстати, как вышивать такой гладью знали еще со времен развития золотого шитья — когда узорами из драгоценных ниток украшали одежду очень богатых и знатных людей. Данные нити старались экономить, поэтому вышивка делалась исключительно на лицевой стороне изделия. На изнанке же маленькие пунктиры пряжи были практически не заметны. Отсюда пошло второе название вышивки – «верхошов».

Умелым рукам мастерицы, которая в свое время окончила художественное училище им.Ф.Модорова,  стали доступны и другие всевозможные техники – белая и цветная гладь, ришелье, сетка. Правда, нелегко поначалу давалась картинная гладь, требующая особого мастерства и сосредоточенности, ведь выполнялась она в одну нитку. За сложность и филигранность этот вид глади называют не иначе как живопись иглой.

Какая тема является в творчестве Серафимы Кузнецовой основной? Конечно же, природа! Ведь родом женщина из владимирских краев, которые славятся своими березовыми рощами, лугами, синими реками — все это великолепие зримо оживает в ее работах. Умению видеть большое в малом, любоваться полевыми цветами, высоким небом и белоснежными облаками она учила и своих многочисленных воспитанников.

Чуть позже, после переезда в Саки, где она живет уже более полувека, в картинах мастерицы стали появляться и другие сюжеты, связанные с неповторимой красотой Крыма, с его удивительной природой — горами, скалами и морем, бескрайней ширью полей.

— Сейчас-то, конечно, выбора ниток для вышивания хоть отбавляй. А раньше с ними дефицит был, приходилось выходить из положения при помощи природных красителей. Очень выручала кора дуба, которая окрашивала шелковые шнуры в различные оттенки коричневого цвета, —  говорит мастерица.

Пример мамы когда-то вдохновил на творчество и ее среднего сына. Тайком от нее Андрей купил схему вышивки и самостоятельно вышил на полотне собаку! Кстати, именно он из троих детей Серафимы Владимировны пошел по стопам матери – окончил то же художественное училище в Мстере (по специальности «лаковая миниатюра»).

Мастерство вышивальщицы сакчане оценили по достоинству – желающих перенять ее опыт всегда было много.  Проработав 11 лет в быткомбинате, она возглавила кружок художественной вышивки в Доме пионеров (ныне ЦДЮТ), где более 30 лет руководила кружком художественной вышивки, вела также уроки трудового обучения в школе.

У Серафимы Владимировны всегда было много учеников, которые низменно занимали призовые места на республиканских конкурсах по вышивке. Они достойно переняли опыт своей наставницы, и сегодня уже сами являются настоящими мастерами своего дела. В их числе – Ирина Онищенко, Елена Евсеенкова, Татьяна Четыркина, Нина Забаштанова, Ирина Горбунова и, конечно же, многие другие.

Работы Серафимы Кузнецовой и ее воспитанниц не раз выставлялись в городском музее краеведения и истории грязелечения.

— Саки не случайно снискал славу города мастеров, — продолжает она. – А где мы можем видеть их работы? Разве что в сквере Пушкина, да и то они там разложены на скамейках. Хотелось бы, чтобы при реконструкции сквера городские власти учли бы наши пожелания – установили бы красивые кованые стенды для размещения наших изделий.

В сентябре нынешнего года исполнится 60 лет, как Серафима Владимировна стала заниматься вышивкой, составлением композиций рисунков и орнаментов на различные изделия. Хочется от всего сердца пожелать ей неутомимости во всем, творческого вдохновения и новых замечательных работ!

Поделиться

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
wpDiscuz