МУЗЕЙ – ТРУДОВАЯ ЛЕТОПИСЬ ЗАВОДА |

МУЗЕЙ – ТРУДОВАЯ ЛЕТОПИСЬ ЗАВОДА

Музей – это не просто хранилище информации о том или ином предприятии, организации либо каком-то временном периоде, значимом в масштабах города. Это – своего рода средоточие человеческой памяти, воспоминаний, которые до сих пор дороги и близки сердцу.

Именно таким местом для работников Сакского химического завода является их музей, созданием которого начали заниматься, когда был сдан в эксплуатацию Дворец химиков. На эти цели выделено два больших помещения на первом этаже.

Предлагаем вниманию читателей воспоминания заслуженного ветерана химзавода В.БУЗИНОВА, проработавшего на этом предприятии более 40 лет. Свою трудовую деятельность здесь он начинал в должности аппаратчика цеха №6-ПМК (перманганата калия), завершил – начальником проектного сектора по генплану, геодезии и строительству. 

К сожалению, недавно Владимир Евдокимович ушел из жизни. Данный материал – своеобразная дань памяти этому замечательному человеку и не­утомимому труженику.      

 

КАК СОЗДАВАЛСЯ МУЗЕЙ

В создании своеобразной трудовой летописи предприятия принимали участие многие работники химзавода, начиная от дирекции, парткома и завершая технологами, механиками, аппаратчиками, слесарями цехов.

Были задействованы архивы завода, Крымской области, Министерства химической промышленности СССР, научных и проектных институтов, отдельных ученых, а также старейших заводчан, находившихся на заслуженном отдыхе.

В результате общих усилий собрано большое количество различных текстовых материалов, фотографий сотрудников (в том числе бывших директоров завода), передовых работников и коллективов цехов, грамоты, награды и многое другое. Снимки были как довоенные, так и современные – с изображением цехов и зданий.

Особое внимание уделили Героям Советского Союза – Ф.Степанову и Ф.Сенченко, которые в свое время были работниками этого предприятия.

Среди экспонатов были представлены также макеты довоенной площадки завода и современного цеха №7 ром-рапной очистки магния, манекен работника-солевика, катившего деревянную тачку соли в каган.

Отдельное место предоставили продукции химзавода – порядка 20 наименований.  Не забыли и об орудиях ломки слоя соли в соляных бассейнах (деревянные клинья, кувалды и лопаты).

Много было и других вещей и материалов, связанных с соледобычей и бромным производством.

Из текстовых материалов, собранных для музея и других источников, я узнал, что в первой мировой войне Германия применила газ-хлор как боевое отравляющее вещество.

В связи с этим царское правительство решило организовать добычу брома для отдельных химических со­единений. Для этого решили использовать озерную рапу на солепромыслах Сакского озера.

К тому времени, еще в 1885 году, был прорыт морской канал в Сакское озеро через сакскую пересыпь. Канал питал морской водой Сакское озеро, где после испарения она превращалась в рапу.

В 1895 году построена двойная перемычка, разделившая Сакское озеро на восточную лечебную часть и западную промысловую — для добычи соли.

В разделившей озеро на две части в двойной перемычке проходил канал, который лишнюю загрязненную воду с Михайловского водо­ёма по береговым канавам подавал под пятую рапокачку, расположенную в северо-западной части Сакского озера и откачивавшую михайловскую воду в Черное море.

Царское правительство пригласило специалиста по химии из Франции. Он должен был наладить установку по добыче брома из рапы сакских промыслов и Сакского озера. Правда, не очень-то хорошо у него это получалось, поэтому специалист отбыл обратно во Францию.

Доводили установки до нормальной эксплуатации наши химики и работники установки.

В конце 1916 года установка стала давать бром. Это время и считается днем зарождения Сакского бромзавода, а после войны – химзавода.

Внимания заслуживают и музейные макеты. В их создании я принимал непосредственное участие.

Первый макет – это старая, довоенная площадь химзавода. В моем распоряжении были генплан химзавода 1939 года с грифом «Секретно» (со временем эта формулировка утратила свое значение, и новые генпланы значились уже как «служебного пользования»).

Я имел допуск к закрытым материалам  и получил эти генпланы в спецотделе химзавода — хранил их в специальном, опечатанном сейфе.

В помощь мне дали двоих слесарей-умельцев, художника и соответствующие материалы. В ремонтно-строительном цехе изготовили два планшета из дерева и фанеры размерами 0,7 м на 1,0 м, с бортиками высотой около 5 см.

Согласно старому, довоенному генплану бромзавода и обмера в натуре сохранившихся зданий, я делал эскизы в масштабных размерах (в сантиметрах) зданий, сооружений, автодорог, тротуаров, зеленых насаждений, травяного покрытия.

По моим эскизам слесари изготавливали здания, корпуса и сооружения из дерева и картона, пластика, размещали и крепили их на планшете. Художник покрывал их красками.

Часть озера, которая вошла в макет, покрыли голубым листовым пластиком с показом перемычек бассейна, каналов.

Как я помню, на макете были размещены башни Кубиерского, котельная с кирпичной дымовой трубой, здания электрической динамо-машины, чренной выпарки хлористого магния, бромметила, проходная, управление завода, склады и другие объекты.

Согласно старым довоенным планам, картам узкоколейка от депо мотовозов и тележек, расположенного у озера в районе старого поселка, шла в трех направлениях.

Одна узкоколейка по берегу озера шла на запад к морю, где располагалось здание солемолки. После размола соли ее грузили на пароходы и отправляли за границу. Вторая узколейка шла на восток, по берегу озера, затем через дамбу в центр поселка Саки, в район расположения церкви. Возили по ней в основном работников соледобычи и бромзавода на поселок и обратно. Третья узкоколейка шла на железнодорожную станцию к вагонам широкой колеи. По ней отправляли продукцию бромзавода и соли с солепромысла и грузили в вагоны.

Второй макет  –  это послевоенный, современный цех №7-РОМ (рапная окись магния) или огнеупоры для металлургии и других целей.

Этот макет выполнялся так же,  как и первый, но уже на основании нового генплана и натурных обмеров.

Слесарям я давал эскизы в масштабных размерах, в сантиметрах, и они изготавливали здания, сооружения из дерева, пластика, картона. Художник покрывал их соответствующими красками, обозначая окна, двери и другие детали. Все объекты крепились на планшете, и художник на рельефе показывал автодороги, тротуары, насаждения, травяное покрытие и др.

На макете были изображены производственные корпуса и бытовой, между ними вертикальная наружная печь. Среди других объектов макета — вертикальные железобетонные емкости по 1000 куб. м, мазутное хозяйство в отдельной ограде для печей, а также две деревянные градирни для охлаждения горячей воды, здание компрессорной для сжатого воздуха, сооружение газоочистки от печей.

Подведены два пути железной дороги широкой колеи. Цех РОМ был самым большим по площади на химзаводе.

Третий макет – манекен –  представлял собой работника-солевика в натуральную величину. Я договорился с директором Сакского универмага И.Симоненко (по ул. Революции) выделить для музея мужской манекен, который магазину уже не нужен. Привез на химзавод, там на него надели старые холщовые штаны, рубаху навыпуск и серую потрепанную панаму. Лицо сделали морщинистым, приладили небольшие усы.

Уже в самом музее вставили манекен в деревянную тачку с двумя ручками и одним колесом, прикрепили их к полу. В тачку насыпали озерной крупнозернистой соли.

Что и говорить, наш солевик произвел сильное впечатление на посетителей музея, которые подолгу его рассматривали.

По словам старейшего работника завода В.Мардановой макет старой площадки бромзавода и макет современного цеха №7-РОМ показывали на всесоюзных выставках.

Уже оформлены первые стенды, посвященные соледобытчикам и соледобыче, начиная с конца 18 века. На них мы увидели фамилии первых солеваров, спустя десятки лет ставших родоначальниками заводских династий: Тимошенко, Никитин, Канибас, Сегеда, Лютов, Зеленский, Скорубский, Степанов, Марченко, Мамаев, Дадинский, Калужский, Шаин.

На видном месте находилась и экспозиция о заводе 20-х годов. Запомнился крошечный мешок с надписью «Соль», а рядом – четыре мешочка с надписью «Хлеб» и подпись: «За пуд соли давали четыре пуда хлеба». Уже появились первые ударники – И.Пантюхин, И.Сидоров, М.Татаренко, В.Царев.

Много лет трудилась на благо музея его заведующий Галина Константиновна Мельгунова, участник боевых действий, старейший работник завода. Ни для кого не секрет, что именно она многое сделала на начальном этапе становления музея. Каждого заводчанина знала в лицо, ходила по дворам, собирала фото, архивы, грамоты, воспоминания.

Галина Константиновна возглавляла музей много лет (он, кстати, открыт одновременно с Дворцом культуры), являясь одновременно его экскурсоводом.

Нельзя не вспомнить еще двух замечательных людей: Бориса Федоровича Исаченко (своего рода историк химзавода, его ходячая энциклопедия) и Гильду Андреевну Боровик, работавшую в музее творчески и с полной отдачей. Именно при ней музей оформляется современным интерьером, новыми стендами и экспонатами, посвященными участникам Великой Отечественной войны, передовикам производства, орденоносцам, современному периоду 80-х начала 90-х годов.

В 70-80-х годах в музее часто проводились различные торжества: посвящение в рабочий класс, проводы в армию, чествование лучших работников, а также диспуты, концерты художественной самодеятельности, встречи с интересными людьми, знаменитыми гостями города-курорта.

По словам бывшего работника химзавода Л.Клешни все экспонаты, макеты, стенды и другие материалы химзаводского музея переданы работником химзавода Г.Гребенюк в городской музей, который в честь 100-летия предприятия должен сделать выставку экспонатов.

Конечно, сейчас мало, что сохранилось, но я надеюсь на то, что из оставшихся экспонатов, фотографий и стендов, а также материалов, собранных О.Гуловым, все-таки удастся собрать единую выставку.

И в завершение хотелось бы упомянуть о Дворце химиков, в котором находился музей химзавода. В настоящее время это некогда красивое здание находится в заброшенном состоянии: окна заколочены жестью и деревянными щитами, в некоторых местах разбиты стекла.

Дорожки сквера поросли травой, деревья и кустарники не ухожены.  Танцплощадка, расположенная с задней стороны Дворца, разрушена. Снята ее металлическая ограда.

Памятник в сквере, выполненный из листового титана в виде стелы (пламени высотой 16-18 метров) и посвященный героям гражданской и Великой Отечественной войн, также заброшен.

Могилу, расположенную в сквере, рядом с Дворцом (там, где был родной дом Героя Советского Союза Ф.Степанова  –  работника Сакского бромзавода), перенесли на городское кладбище.

Городским властям надо всерьез подумать о дальнейшей судьбе Дворца химиков и сквера, чтобы остановить их дальнейшее запустение.

А нам, сакчанам, еще раз добрым словом вспомнить Сакский химический завод, явившийся своего рода прародителем нынешнего города Саки.

 

Поделиться

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
wpDiscuz